Партнерский материал
Образ жизни

Твой ребенок не ленивый: как помочь ему полюбить учебу и достигнуть целей

0

«Почему тройка? Ты же все знаешь!» — «Не захотел отвечать». Знакомый диалог? Он не про глупость, лень или отсутствие таланта. Чаще всего ребенку просто неинтересно или он не понимает, зачем стараться. Давай разберемся, как разжечь в ребенке интерес и понять, почему он вообще ленится.

Почему ребенок «ничего не делает»

Чаще всего детская лень — не черта характера, а следствие психологических процессов, таких как выученная беспомощность или низкая внутренняя мотивация.

Легко представить ребенка, который постоянно старается сделать что-то, например преуспеть на тренировках по боксу или в математике в школе. Ученик тратит силы, искренне пытается добиться успеха, но его усилия принимают как должное или критикуют и требуют большего, а порой недостижимого результата.

Так у ребенка формируется установка: «Я все равно не справлюсь, зачем пытаться?» Это и называется выученной беспомощностью. Она убивает желание что-то делать, ведь кроме потраченных сил и упреков ничего не получишь.

В выполнении задач теряется всякий смысл. Если ребенок не понимает, зачем учить материал, выкладываться на тренировках или разучивать произведение на пианино, то к чему стараться? Чтобы мама сказала «Молодец, но нужно лучше»?

Часто ко всему перечисленному присоединяется страх неудачи, который тоже возникает из-за слишком высоких ожиданий со стороны родителей или учителей. Стремление оправдать ожидания приводит к нездоровому перфекционизму и тревожным состояниям. В итоге ребенок предпочитает «ничего не делать» и не получить ничего вместо того, чтобы потратить много сил и тоже глобально ничего не получить. Также без попытки чего-то добиться не будет и ошибок, страха неудачи и стыда перед разочарованными родителями.

Что делать:

  • Помоги ребенку понять его внутренние интересы: обсудите, что ему нравится. Он почувствует, что ты не просто заставляешь его учиться, а хочешь помочь добиться лучших результатов.
  • Поддерживай установку на рост: объясни, что ошибки — это часть обучения, а не признак неполноценности ребенка. Так ему будет проще справляться с неудачами и следовать по пути, а не мучиться мыслями о результате.
  • Помогай формулировать значимые цели, а не только ориентироваться на оценки и результаты. Так вы всей семьей сможете радоваться достижениям детей.
  • Не нужно давить: важно, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят за старания, а не только за достижения. Иначе он разочаруется в процессе и будет «лениться».

Как помочь поставить цели и двигаться к ним

Многие дети, да и взрослые тоже, не умеют органичным для себя образом ставить цели и планировать свои действия, чтобы их достигнуть. И это нормально: навык целеполагания требует практики и поддержки. Исследование показало, что только 14% людей формулируют для себя четкие цели — и именно они достигают значительно лучших результатов в работе и жизни.

Чтобы помочь своему ребенку развивать этот важный навык, начни вот с чего:

  • Научи его разбивать большие задачи на маленькие. Большая цель вроде «Выучи всю тему по истории» может казаться ребенку непосильной и вызывать прокрастинацию — избегание главной задачи в пользу второстепенных из-за страха неудачи или объема работы. Вместо этого предложи прочитать один параграф и выписать три ключевых факта, а после этого поставить следующую маленькую выполнимую задачу. Например, посмотреть художественный или документальный фильм про тот исторический период.
  • Объясни, что нужно фиксировать свои успехи. Даже маленькие достижения важно отмечать. Это может быть наклейка за выполненное задание, устная похвала или запись в специальный дневник. Ребенок должен видеть то, чего уже смог добиться, так ему будет проще загореться каким-то новым делом.
  • Расскажи, как визуализировать прогресс. Для этого есть уйма визуальных инструментов: чек-листы, графики, трекеры. Например, каждый прочитанный параграф можно отмечать галочкой в списке. Видимый прогресс дает ребенку чувство удовлетворения и убирает из головы образ «страшной огромной задачи, у которой нет видимого конца».
  • Учи гибкости в планах. Иногда цели нужно корректировать — и это нормально. Важно объяснить, что изменение плана не означает провал, а обстоятельства часто бывают сильнее нас, и с этим нужно спокойно работать. Так ребенок не упрется в мысль, что нужно делать так, как задумано, иначе смерть. Ему будет проще именно «делать», а не думать о том, как все это теперь трудно сделать.

Как найти то, что действительно ему интересно

Мотивация, не основанная на насилии и страхе, начинается с интереса. Согласно теории самоопределения (Self-Determination Theory, Deci & Ryan), внутренняя мотивация у человека возникает, если то, чем он занимается, удовлетворяет три его базовые психологические потребности:

  • Потребность в автономии — желание действовать по собственной воле, а не под давлением.
  • Потребность в компетентности — стремление чувствовать себя успешным и способным.
  • Потребность в принадлежности — ощущение единства с другими.

Если деятельность соответствует этим потребностям, ребенок начинает учиться не из-под палки, а потому что ему действительно интересно.

Как помочь ребенку найти свой интерес?

Наблюдай за его поведением. На что он тратит свободное время? Какие темы вызывают у него вопросы?

  • Предлагай разные форматы. Иногда интерес к теме проявляется только через практику: например, ребенку может быть скучно слушать про физику, но его заинтересуют эксперименты.
  • Поощряй пробовать новое. Даже если сначала у него не получится или интерес угаснет — это нормальный процесс поиска себя.
  • Создай условия для выбора. Вместо жестких требований «Ты должен заниматься математикой», предложи варианты: «Хочешь попробовать математику через игры или через проекты?»

В этом поможет индивидуальный путь обучения с тьютором от Айтигенио.
Специалист исследует интересы ребенка через беседы, мини-проекты и практические задания. Постепенно ребенок сам начинает понимать, что ему нравится, а что — нет, и научится строить свой путь осознанно. Такая персонализированная поддержка помогает не только найти увлечение, но и обрести уверенность в своих силах.

Как научить ребенка учиться самостоятельно

Самостоятельность в учебе — это навык, который развивается со временем. Здесь тоже нужно быть учтивой и не требовать от ребенка невозможного.

Главное:

  • научить его задавать вопросы, чтобы не замыкаться в собственных догадках и из-за страха показаться глупым;
  • развивать самодисциплину ребенка: начать с малого — например, ставить таймер на 20 минут сосредоточенной работы. Так проект не будет казаться ему огромным и неделимым;
  • привить навык управления временем: например, планировать день вечером или утром вместе с ребенком. Так его жизнь может стать менее хаотичной, насколько это возможно для подростка или школьника младших классов.
И еще раз — твой ребенок не ленивый. Ему просто нужно:

  • найти то, что по-настоящему интересно;
  • научиться ставить реальные цели;
  • почувствовать уверенность в своих силах.

Секрет не в строгости и не в расписании по минутам — а в поддержке и доверии. В школе Айтигенио ребенку не нужно быть удобным или идеальным. Здесь знают, что лени не существует — есть лишь потерянный интерес. И именно тьютор помогает его найти. Вместе они разберутся, что действительно увлекает ребенка, и построят обучение вокруг этого — в комфортном ритме, без давления и скучных рамок.

В Айтигенио дети учатся не «для галочки», а чтобы задавать вопросы, презентовать свои идеи, запускать проекты. Попробуй — начни с бесплатного урока. Выбери любое направление: от программирования и дизайна до английского, финансовой грамотности или даже шахмат. Вдруг именно с этого шага начнется что-то важное?

Реклама ООО «АЙТИГЕНИК»

ИНН: 7451458188

2W5zFHxvRqA