Как появился рождественский свитер
Свитер изначально был только функциональной вещью, предназначенной для мужчин. Вязаные кофты из шерсти носили рыбаки, охотники и те, кому приходилось работать на улице. Свитеры в основном делали женщины для своих отцов, мужей, сыновей, а позже и для себя, поэтому традиция вязать и дарить свитер для близкого человека возникла задолго до появления сhristmas sweater.
Новогодним атрибутом вязанная кофта стала в середине прошлого века. В 50-х годах на Западе начали активно коммерциализировать Рождество и все, что с ним связано: украшать прилавки снежинками, создавать в магазинах и торговых центрах праздничное настроение, использовать новогоднюю символику во всевозможных товарах.
Массовая популярность рождественского свитера началась в 1980-х годах, когда на экраны стал выходить успешный комедийный проект «Шоу Косби». Ведущий Билл Косби каждый выпуск появлялся в рождественских свитерах нидерландского дизайнера Куса ван дер Аккера. Примерно с этого времени сhristmas sweater начинают активно использовать в поп-культуре, и постепенно он становится обязательным атрибутом рождественского празднования для западного человека.
К нам в страну сhristmas sweater , как многие зарубежные тренды, пришел через популярные новогодние фильмы.
Настоящей традицией рождественские свитеры для российских семей не назовешь, но с появлением моды на family look эта вещь стала обязательным атрибутом новогодних фотосессий, и, как уже видно по ленте инстаграма, остается им до сих пор.
От комедий до королевских персон: рождественский свитер в поп-культуре
Идея рождественского свитера – целиком продукт поп-культуры и маркетинга. С 90-х годов эта вещь часто появляется в кино.
Идею «идеального американского Рождества» обыгрывает комедия «Рождественские каникулы» 1989 года. В ней глава семейства зациклен на том, чтобы встретить праздник со всеми положенными атрибутами – и свитер в их числе.
Сцена классической зимней вечеринки в свитерах есть в комедии «Тупой и еще тупее». Яркий праздничный свитер носит Гринч (его копии до сих пор с успехом продаются в магазинах).
Ироничную коннотацию и приставку «уродливый» рождественский свитер получает в фильме «Бриджит Джонс», где героиня встречает аристократичного Марка Дарси в нелепой кофте с оленем. Лучший друг Гарри Поттера Рон слегка стыдится традиции Уизли дарить всем членам семьи милые рождественские свитера с инициалами.
Если в 80-х годах сhristmas sweater были трогательным позитивным ритуалом, в 90-х и 00-х эту традицию активно высмеивают. При этом своей популярности рождественский свитер не теряет. Более того, в Ванкувере появляются первые тематические вечеринки, посвященные этому атрибуту, а в США ежегодно проходят конкурсы на самый уродливый свитер к Рождеству.
В 2010-х сhristmas sweater возвращается в тренды как часть эстетики кэмпа.
В 2016-м в Музее мадам Тюссо появляется невероятно милая композиция из фигур членов королевской семьи в рождественских свитерах с пряничными человечками, пингвинами и, конечно же, корги – любимой собаки английской королевы.
Рождественский свитер на подиумах и в центре скандалов
Так как рождественский свитер стал популярен благодаря идее маркетологов заработать на любви людей к новогодним праздникам, со временем этот тренд освоила и высокая мода. В 2010-х годах модные дома выпускают свои версии праздничных пуловеров. Сначала их декор ограничивается скромными снежинками, но позже появляются олени, елка и крупная вязка.
Во второй половине 2010-х бренды стараются переосмыслить образ традиционного рождественского свитера и выдать свои версии другой одежды, стилизованной под ugly сhristmas sweater – футболки, обувь, платья с забавными принтами и надписями.
В 2019 году рождественский свитер уже дважды оказывался в центре обсуждения. В первый раз — когда в онлайн-магазине зоозащитной организации PETA появился свитер с надписью «Шерсти больно» и пришитой к нему окровавленной фигуры овцы, сделанной из акрила. Стоит такой сhristmas sweater 149 долларов.
Второй «скандальный» свитер купить уже не удастся: крупнейшая в мире торговая сеть Walmart изъяла его из продажи из-за негативной реакции покупателей. На голубом пуловере со снежинками изображен Санта-Клаус, который сидит на диване и раскладывает перед собой на столе «дорожки» из снега. В описании к товару говорилось, что лучший белый снег приходит из Южной Америки: «Вот почему Санта действительно любит наслаждаться моментом, когда он получает в свои руки качественный колумбийский снег класса А». Walmart пришлось извиниться за неудачную шутку и признать, что данный товар не отражает ценностей торговой сети.