На протяжении долгого времени высокие каблуки были одной из самых мистических составляющих моды. Они входили и выходили из моды большое количество раз в разные эпохи, но настоящая суть, стоящая за изобретением и популярностью каблуков, до сих пор окружена недопониманием. Стоит вспомнить фильм «Она — мужчина», внушивший не одному поколению девушек, что каблуки — это результат мужского влияния, и их суть — сплошная опрессия. Идея, что мужчины придумали высокие каблуки, чтобы усложнить и без того непростую жизнь женщины, разумеется, преследуя только благие цели — сделать женский зад подтянутым и более сексуальным, не является абсолютной правдой, и всё далеко не так просто. Тем не менее, история одного из самых женственных изобретений моды далеко не так однозначна и действительно маскулинна.
Каблуки только для избранных
Учитывая, что непрактичность такого модного аксессуара подтверждалась в прошлом и остается под вопросом до сих пор, вполне объяснимо, почему на заре изобретения каблуков, которая, к слову, приходится на 1600-е годы (не будем заходить далеко и говорить о наскальной живописи древних египтян и обуви древних римлян и греков), носить каблуки осмеливалась только знать — иными словами, люди, которым не приходилось с утра до ночи работать где бы то ни было. Такой элемент был в те времена частью только лишь мужского гардероба, подчеркивал социальный статус и добавлял метафоричности аристократическому образу, ведь благодаря каблукам знать была буквально и фигурально выше всех остальных. Но придумывать такую обувь только лишь для того, чтобы подчеркнуть отличия знати от черни, было бы слишком нелепо, поэтому за изобретением мужских каблуков стоят вполне практичные цели — каблуки на мужской обуви помогали наездникам удерживаться на лошади, ведь с такой обувью очень удобно было закрепить ногу в стремени.
Женщины, как и полагается, впервые начали носить каблуки для того, чтобы перенять мужскую властность. Они стригли волосы довольно коротко, носили элементы мужского гардероба, курили трубки и, конечно же, носили каблуки, а почему бы и нет, собственно? И пока женщины пробовали себя в мужественном обличии, каблуки постепенно стали не таким однозначным явлением и вскоре уже были актуальны и для женщин. Позднее и простой люд стал засматриваться на каблуки, дабы дерзнуть на знать и почувствовать себя хотя бы немного лучше — такой своеобразный социальный фильтр. Вскоре каблуки были разделены на две группы: толстые — для мужчин, тонкие — для женщин.
Первые женские туфли на высоком каблуке были созданы Екатериной Медичи — женой герцога Орлеанского и короля Франции, для того, чтобы сделать ногу длиннее. Дело в том, что сам герцог был очень высоким мужчиной, а Медичи — миниатюрной женщиной, что, по видимому, вызывало у нее дискомфорт. В результате женская обувь получила свое первое практичное применение — делать фигуру визуально красивее, скрывать недостатки и подчеркивать достоинства.Разумеется, по прошествии времени, каблуки вышли из мужского гардероба, так как мужчины устали от постоянных сравнений с женщинами и прямого посягательства на их мужественность и статус. Популярность высоких каблуков, тем не менее, не продержалась долго, и такая обувь была окончательно названа непрактичной и канула в Лету. Если и можно было встретить каблуки, то только низкие.
А после французской революции люди вообще отказались от каблуков, так как не хотели иметь ничего общего со знатью и, тем более, походить на нее, поэтому такая обувь была чрезвычайно неактуальна.
Возвращение тренда
К тому времени, как высокие каблуки успели заслужить репутацию слишком откровенной обуви с эротическим подтекстом, простые люди их уже не носили, а вот проститутки — да. К тому же в Викторианскую эпоху наблюдалась возрастающая популярность порнографии, где высокие каблуки были использованы с целью подчеркнуть сексуальность моделей, и вот, с фактом объективации уже никто не поспорит. Прежние функции высоких каблуков были благополучно забыты, и теперь такая обувь принадлежала только женщинам в качестве эротического аксессуара, призванного привлекать внимание не только к социальному положению, но прежде всего к телу.
Позднее высокие каблуки и теперь уже шпильки стали появляться на фотографиях в стиле пин-ап. Во время Второй мировой войны открытки с изображениями пинап-моделей были радостью и утешением одиноких солдат, что и принесло популярность каблукам. Они делали женские ягодицы подтянутыми, а спину — сексуально изогнутой.
В 1954 году первые официальные шпильки были созданы дизайнером одежды Роже Вивье для модной коллекции Кристиана Диора. Название «стилетты» было дано из-за ассоциаций с кинжалом, ну и по форме такие каблуки напоминали холодное оружие. Подобный тренд моментально был признан символом сексуальности и, соответственно, нашел свое место среди голливудских звезд. Бытует мнение, что Мэрилин Монро носила туфли, на одной из которых каблук был короче, чтобы создать свою легендарную походку и осанку. Но это не точно. В любом случае, она была настоящим пионером женской обуви, учитывая, сколько дизайнеров трудилось ради нее одной.
Феминистки же каблуки считали символом мужского доминирования и опрессии женщин, так как эта неудобная и непрактичная обувь, по их мнению, была создана для того, чтобы мужчины наслаждались образом сексуальной женщины, в то время, как для самой женщины такая обувь была мучением. Учитывая, что феминистки призывали женщин одеваться так, как им нравится, а не так, как хотят этого мужчины, данная ситуация вполне понятна.
В современном мире каблуки уже успели пройти через ряд проклятий, связанных не только с современными тенденциями и движениями феминизма, но и с дресс-кодом, запрещающим женщинам носить обувь на низком каблуке или вообще без него. Но как бы там ни было, сегодня ситуация выглядит намного проще. Мужчинам по большей части нет дела до того, какую обувь носит женщина, а женщины, в свою очередь, вольны решать самостоятельно, какая высота каблука делает их более сексуальными и делает ли вообще.