Сколько бы нам ни внушали, что девушка должна быть мягкой, доброжелательной, а любые негативные чувства — это все «стервозность, истеричность и ПМС», не бывает женских и мужских эмоций. Heroine собрал несколько персонажей современных и культовых фильмов и сериалов, которые подтверждают, что женщины тоже имеют право испытывать злость и ярость.
1. Джин – «Люди Икс: Темный феникс»
Двенадцатый фильм киносерии «Люди Икс» рассказывает историю Джин (роль исполнила Софи Тернер), наделенной телепатией, телекинезом, а затем еще и поглотившей огромную по силе разрушительную энергию.
В детстве, после того как ее мать погибла в автокатастрофе, Джин попадает в школу для одаренных детей, где профессор Ксавье обещает научить девушку контролировать ее «дар». Он активно подавляет травматичные воспоминания Джин, но с развитием ее сил, они всплывают на поверхность. Джин узнает, что от нее отказался отец, а профессор Ксавье все эти годы врал, что оба ее родителя погибли. Понимая, что стала жертвой мужского контроля, она теряет способность управлять своими эмоциями и впадает в ярость.
Фильм критикуют за отсутствие зрелищности, слабые экшн-сцены – все потому, что основное внимание в нем уделено взаимоотношениям между мутантами, а не их борьбе с внешней угрозой. При всех недостатках это не просто супергеройская история, а еще и напоминание о том, что происходит с женщиной, когда ее заставляют подавлять свои эмоции.
2. Дейенерис – «Игра престолов»
Последний сезон «Игры престолов» дал много поводов для разочарований, но один из них точно не связан с плохой работой сценаристов или съемочной группы – мы о сцене, где Дейенерис сжигает город. Зрители оказались очень разочарованы поступком героини, которая должна была стать иконой справедливости и милосердия в новом, построенном ею мире.
Разумеется, сжечь невинных жителей – это ужасно. Поклонники сериала чувствовали себя обманутыми, проводили параллели с безумным королем, считая, что Дени постигло то же несчастье. Но, если вспомнить все, что она пережила за свою жизнь, становится очевидным, что вовсе не обязательно иметь плохую наследственность, чтобы испытать такую ярость.
В этот момент ненависть к себе, боль и горе настолько громки, что она заглушает их разрушением, — сказала актриса Эмилия Кларк в интервью New York Times. — Есть только один способ — это продолжать идти по этому пути, потому что она не может повернуть назад. Она не может извиниться. Она не может думать о том, что сделала неправильно. Конечно, как зритель вы захотите попытаться рационализировать все, что она сделала, но я действительно думаю, что многое из этого — чистая эмоциональная реакция.
При этом актриса подчеркивает, что срыв Дейенерис никак не связан с ее половой принадлежностью:
И я ненавижу использовать слово «эмоциональный» как женскую характеристику – ничто не раздражает меня больше – поэтому она эмоциональна не потому, что она женщина. А потому что она человек.
3. Джун – «Рассказ служанки»
Новый сезон антиутопии «Рассказ служанки» изобилует гневом. Зрителям он, возможно, более понятен, чем в случае с Дейенерис, ведь с самого первого сезона мы наблюдаем, как над женщинами методично издеваются, отнимая у них все права, насилуя и унижая.
Джун в ярости из-за того, что ее разлучили с семьей и заставили жить в подчинении и сексуальном насилии. Ее гнев стал формой активности, а ее боль трансформировалась в силу. Именно это – ярость и ненависть — было в глазах героини в последнем кадре второго сезона.
4. Беатрикс – «Убить Билла»
Когда речь идет о женской мести, один из первых фильмов, который приходит на ум,- культовый боевик Квентина Тарантино.
Пуля в голову, четыре года комы, погребение заживо – ничто не может остановить Беатрикс от мести за предательство. Ее ярость сильна настолько, что, кажется, бережет ее от всех пуль и ударов, делая неуязвимой.
5. Кэрри – «Кэрри», 1976
Продолжая разговор о культовых картинах о женской мести, нельзя не вспомнить первую экранизацию прозы Стивена Кинга – мистический фильм ужасов «Кэрри». Это история старшеклассницы, которая, не выдержав издевательств одноклассников и давления фанатичной религиозной матери, теряет контроль над своим даром телекинеза и мстит обидчикам.
Фильм был очень успешен в прокате. Критики хвалили картину за то, что она пробуждает сочувствие к главной героине (несмотря на то, что она в ярости убивает кучу народа). Кроме того, кровавые сцены и ужасы здесь — не самоцель, страх достигается в основном за счет психологизма. Трудно сказать, что пугает больше – жестокость общества или реакция на нее от героини.
Читать по теме:7 разгневанных женщин в литературе