Культура, Кино и книги

3 странных и 3 хороших японских фильма

0
Японские фильмы могут показаться неподготовленному европейскому зрителю странными. Они полны сюрреализма, невиданных ранее аналогий, однако среди них находится место картинам, понятным в любой стране.

Считается, что лучше всего японцам даются драмы и хорроры. Хуже всего — экранизации нашумевших аниме. Отчасти это так: убедиться в этом ты можешь, просмотрев фильмы из нашего списка. Делимся тремя лентами, достойными внимания, и тремя проектами, которые настолько плохи, что даже хороши.

Фильмы на любителя

«Атака титанов. Фильм первый: Жестокий мир»

Это киноадаптация одного из самых популярных аниме последнего десятилетия. Первоисточник понравился аудитории так сильно, что компания Shiseido даже работала над рекламной кампанией с участием персонажей.

Аниме рассказывает о жителях острова Парадиз — последних представителях человечества. Они живут за стенами, которые укрывают их от монстров, пожирающих людей — титанов. Главные герои — Эрен Йегер, Микаса Аккерман и Армин Арлерт. Они отчаянно хотят истребить монстров, освободить мир от угрозы и пробраться за стены.

Фильм, в общем-то, рассказывает о том же. Правда, его можно охарактеризовать одним словом — кринж. Все роли играют азиаты — хотя в оригинальном проекте делался акцент на расовом многообразии. Спецэффекты и 3D, как это обычно бывает в адаптациях аниме, смотрятся нелепо и карикатурно. Наконец, хромает актерская игра, и даже присутствие в проекте модели Кико Мидзухары не спасло ситуацию.

Любителям пощекотать нервы фильм, может, и понравится. Массовому зрителю — вряд ли, что показывают низкие рейтинги ленты.

«Девочка-пулемет»

Снова неловкий и странный фильм, на этот раз приправленный реками крови и душещипательной завязкой. Школьница Ами ведет беззаботную жизнь, пока не узнает, что ее брата и друга убили местные хулиганы. Наведя справки, героиня узнала, что во всем оказался замешан клан ниндзя-якудза. В бою с ними Ами потеряла руку.

Девушка не отчаялась: она решила приделать к руке орудия смерти и отправиться на дело. В планах у нее — отомстить целой семейке злодеев за гибель близких.

Перед тобой — классический фильм категории «Б», хоть и японский. Здесь явно прослеживается влияние «Зловещих мертвецов»: напомним, герой ленты Брюса Кэмпбелла тоже кромсал врагов бензопилой, приделанной к руке.

Здесь полно кровавого месива, практически полностью отсутствует актерская игра, а половина экранного времени посвящена панорамам с рефлексирующей и кричащей героиней. Фильм сильно на любителя, и таковые, на удивление, есть.

«Последний пропущенный звонок»

Иногда японцы и хорроры — несовместимое понятие: так вышло с финалом франшизы «Один пропущенный звонок». Кстати, серии можно смотреть в отрыве друг от друга — на понимание скрытых смыслов это никак не влияет.

Конкретно в третьей части нам показывают японских школьников, которые отправляются на экскурсию в Южную Корею. Однако потом с ними происходит непонятное. Сперва дети поочередно получают жуткие фото и звонки, которые датируются завтрашним днем. Потом им всем приходит СМС: «Если хочешь жить, перешли сообщение другому». И так до тех пор, пока одноклассники не начинают мучительно умирать при странных обстоятельствах. Позже выясняется, что в этом как-то замешана девочка, доведенная классом до самоубийства.

Изначально фильм поднимает важные темы, связанные с подростковым буллингом. Еще с 90-х японцы борются с жестокостью в школах. Однако ни основная задумка, ни неплохой финал с неожиданной развязкой не спасают ленту от обилия клише. Тут тебе и внезапно спотыкающиеся девушки, которые кричат от безысходности, и странная операторская работа, и непонятная передача эмоций актерами, словно они все прошли мастер-класс у тех, кто снимается в дешевых телесериалах.

Фильмы, прославившие японских режиссеров на Западе

«История Хатико»

Американская лента 2008 года с Ричардом Гиром в главной роли — ремейк фильма Сэйдзиро Коямы. При этом сценарий и для оригинала, и для перезапуска писал один человек — Канэдо Синдо. Благодаря этому современная адаптация истории передавала практически те же эмоции, что более ранний фильм.

Все же, на наш взгляд, лента 1987 года кажется более искренней и честной со зрителем. Здесь та же завязка, что и в американской версии: профессору дарят собаку, он называет ее Хати — на японском слово означает цифру 8, а это восьмой питомец героя. Поначалу профессор так же долго не привыкает к щенку, однако потом привязывается к нему. Как и в ремейке, герой умирает, оставляя отчаявшегося пса в одиночестве.

При этом между питомцем и его хозяином чувствуется энергетика — словно они проводят время вместе и вне экрана. Такого трудно добиться, если картина снята без души.

«Магазинные воришки»

Большая семейка Сибата выживает благодаря кражам в магазинах — детей научил этому отец. День за днем герои отвлекают продавцов супермаркетов, незаметно таскают лапшу быстрого приготовления и чипсы — каждое их действие доведено до совершенства.

Однажды отец и сын находят на помойке перепуганную и голодную девочку — ее зовут Юри. Сперва семья договаривается вымыть и накормить ее, после чего сообщить о ней в полицию. Но потом все так сильно привязываются к малютке, что называют ее родственницей и тоже учат кражам. Идиллию портит сюжет по местному ТВ о пропавшей девочке, как две капли воды похожей на Юри.

Лента уникальна тем, что исследует природу семейных уз — на протяжении фильма режиссер Хирокадзу Корээда задает зрителю вопрос: «Влияет ли кровное родство на укрепление связей?» Кроме того, мастер в корне меняет представление о дружбе. Как именно — узнай, посмотрев ленту лично.

«Звонок»

Еще один японский фильм, позже удостоившийся американского ремейка. При этом, как это обычно бывает, оригинал цепляет куда сильнее, дергая за струны нервов и оставляя в оцепенении. Все благодаря тому, что режиссер Хидэо Наката сделал акцент в ленте на давно существующем городском фольклоре.

Как и в ремейке, молодая девушка узнала о странной видеокассете. Посмотришь фильм, который на нее записан — умрешь через неделю. Героиня не стала никого слушать, оценила содержимое с парнем и умерла с ужасной гримасой на лице.

Смерть девушки взялась расследовать подруга ее тети — репортер Рэйко Асакава. Долгие поиски истины привели ее к домику сельской местности и бывшему мужу, который обладает экстрасенсорными способностями. Вместе экс-спутники начинают расследование.

Посмотреть японский «Звонок» стоит хотя бы из-за атмосферности. Фильму больше 20 лет, и порой он сам по себе похож на содержимое зловещей кассеты. Здесь без преувеличения хорошо все: антураж, символизм, манера режиссера играть с человеческим страхом.

К слову, пару лет назад «Звонок» стал доступен в BluRay: лента оцифрована, а ее качество доведено до близкого к современному.

Читать по теме:Культура, Кино и книгиО чем рассказывает скандинавское кино и как его смотреть