Психология
31 августа, 2022

5 научных причин, почему люди любят милые вещи

От чувства комфорта, безопасности и ностальгии до проявления агрессии и желания заботиться — рассказываем, в чем секрет того, что милые вещи вызывают бурю эмоций.
Маленькие дети, котята или щенята, мягкие игрушки — у каждого человека найдется то, что он считает милым. И наука пытается разобраться, почему люди и вещи могут быть настолько привлекательными и вызывать сильные эмоции. О том, что скрывается за любовью к милым вещам, читай в этом материале.

1. Они вызывают чувство безопасности

Людям нравится ощущение, что они могут что-то контролировать. А еще чувство, что они находятся в безопасности. Именно такие эмоции вызывают милые маленькие вещи.

По словам Брайана Винда, доктора философии и психолога из США, людей привлекает неспособность милых вещей доставить серьезные неприятности или угрожать жизни. И правда, вряд ли кто-то, кто не боится животных, будет переживать, что котенок укусит с невероятной силой, а нежный маленький цветок нанесет серьезный ожог.

2. Они соответствуют «детской схеме» Лоренца

Австрийский этолог Конрад Лоренц в статье 1943 года применил термин «детская схема». Он обозначает отличительные особенности внешности младенцев, которые большинство людей находит милыми. К ним относятся высокий лоб, большие глаза, маленький нос и рот, пухлые щеки.

Поскольку дети после рождения и в младшем возрасте беспомощны, эволюция нашла способ воздействовать на взрослых так, чтобы им хотелось позаботиться о малышах. Реакция, которая происходит в мозге родителей, помогает человеческому виду выжить. А еще оказывает настолько сильное воздействие, что люди считают милым все, что внешне подходит под «детскую схему». Например, детенышей разных видов животных или героев мультфильмов.

Мортен Крингельбах, профессор психологии из Дании, провел ряд экспериментов, которые могли бы больше рассказать о том, насколько люди подвержены схеме Лоренца. Для этого он и его помощники разработали целую схему оценки привлекательности, основанную на средних пропорциях черт лица маленьких детей.

Мортен с помощью компьютерной программы изменил черты лиц детей на фотографиях так, чтобы сделать их милее, согласно разработанной схеме. Он представил фотографии студентам, участвовавшим в эксперименте, и обработанные фото умиляли их гораздо больше, чем оригиналы.

А вот для того, чтобы перестать быть милым, нужно просто повзрослеть. Так происходит в связи с изменением черт и пропорций лица.

3. Они вызывают ощущения, связанные с детством, и ностальгию по нему


Психологи Гэри Шерман и Джонатан Хайдт из США предполагают, что милые вещи пробуждают в людях особые чувства, потому что вызывают ощущения, связанные с детством. К примеру, желание играть.

Не менее значима в формировании привязанности к милым предметам и ностальгия. Важен не просто предмет, который был у тебя в детстве, а ассоциация с ним.

К примеру, увидев серьги в форме плюшевых мишек, ты можешь вспомнить, что подобная игрушка была у тебя в детстве. И это поспособствует приобретению такого аксессуара, даже если ты не уверена, что будешь его носить.

Скорее всего, именно поэтому многие взрослые люди коллекционируют вещи, которые традиционно определяются как детские: куклы, модели машинок, игрушки из киндер-сюрприза. Подобные мелочи помогают им вспомнить детство и почувствовать комфорт и беззаботность, которые в нем были.

4. Они вызывают «милую агрессию»

Этот термин был придуман американским психологом Орианой Арагон и группой ученых, которые работали с ней в соавторстве в 2013 году. Он емко обозначает жгучее желание сжимать, щипать или даже укусить милые вещи.

И, кстати, такая агрессия достаточно распространена. По словам Орианы, от 50 до 60 % населения хоть раз в жизни ее испытывали.

Это чувство является дисморфным выражением, когда внутренние эмоции и внешнее их проявление кажутся противоречащими друг другу.

Исследователи выяснили, что такой способ показать свои чувства является сложной неврологической реакцией. И появляется она для того, чтобы мозг избежал эмоциональной перегрузки. Другими словами, «милая агрессия» необходима для того, чтобы чувства от увиденного милого предмета не вышли из-под контроля.

А исследование, проведенное в 2018 году в США, показало, что «милая агрессия» задействует в мозге систему вознаграждения — совокупность областей, которые отвечают за ощущение удовольствия.

5. Они вызывают удивление и двойственные ощущения


Представь себе большую деревянную лодку у берега реки. Вряд ли ты сможешь назвать ее милой. Но стоит обратить внимание на небольшую фигурку лодки из дерева, пришвартованную к импровизированной водной глади, как все меняется.

Клинический психолог Карла Мари Мэнли из США объясняет, почему так меняется восприятие:

Разум находит крошечный объект привлекательным, милым и очаровательным, поскольку он вызывает двойственные ощущения. С одной стороны, его дизайн тебе знаком, а с другой — небольшой размер вызывает чувство любопытства.

Таким образом, крошечные копии привычных предметов вызывают умиление и желание ими обладать.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: