От знака отличия до криминального символа и, наконец, к украшению тела — восприятие тату претерпело изменения, особенно в последнее время. Да настолько сильные, что не удивляйся, если твоя мама, в прошлом ярая противница тату, сегодня уже показывает рисунок дракона, который скоро будет красоваться на ее ноге. К мастерам все чаще обращаются люди в уже зрелом возрасте, и установки относительно татуировок меняются. Актуальной остается только одна: это на всю жизнь. И выбор мастера — вопрос принципиально важный. О том, как найти своего, мы поговорили с Михаилом Козловым — мастером из Санкт-Петербурга, поклонником японской гравюры и среднеазиатской живописи.
1. Есть ли какая-то мода на татуировки сейчас? Определенные эскизы, стилистика, направления? Если да, влияет ли она как-то на вашу работу?
Мода есть всегда. Мы хотим соответствовать определенным образам, но ведь они не формируются сами по себе, они рождаются в обществе и зависимы от существующих в нем тенденций.
Сейчас в тренде абстрактные изображения, имитирующие текстуру кисти и природных материалов. Какое-то время назад существовал большой запрос на нарочито грубые и неаккуратные, «домашние» татуировки. Но это всё на поверхности, а если посмотреть чуть глубже — татуировка не так уж сильно подвержена моде.
Может показаться, что эскиз — это, вообще, достаточно маленький набор картинок, которые вам предлагают рекомендации соцсетей. Но индустрия очень обширная, в ней есть место и воспроизведению техник, которым больше 5 000 лет, и очень смелым современным художественным экспериментам.
Например, я работаю в рамках достаточно узкой стилистики и больше ориентируюсь на традиционную восточную татуировку, чем на современные тренды — так что мода не слишком влияет на мою работу. Я работаю с японской графикой, влюблен в гравюру 18–19-го веков. Мне важно не просто показать готовую работу, а еще и рассказать, как много за этим стоит. Японская мифология и культура — это очень интересно, мне нравится говорить о ней и погружать людей в ее особенности. Согласитесь, японский дракон — уже сам по себе очень сильный визуальный образ. Но он становится гораздо богаче, если ты знаешь, что его зовут Рюдзин и он не просто магический зверь, а настоящий морской бог, управляющий штормами и помогающий людям. И вдруг он из обычного тренда, которого вы увидели на девушке в инстаграме, становится чем-то большим.
Люди, которые приходят ко мне, заинтересованы не только в визуальной составляющей, но и в истории, которая стоит за изображением. Выбирают мою работу в том числе и потому, что визуал моих татуировок не традиционно японский — я использую современные европейские техники. На стыке Востока и Запада появляется то, что действительно их цепляет.
2. Как выбрать «своего» мастера? На что опираться в процессе поиска?
Самое очевидное: вам должны нравиться его работы.
Скорее всего, вы будете искать своего мастера в соцсетях. Возможно, вам посоветуют его друзья — но и этот совет, вероятнее всего, тоже приведет вас в соцсети.
Ко мне приходит достаточно много людей по рекомендации друзей — при этом большинство ребят, которые записываются ко мне на сеансы прямо сейчас, подписались на меня из-за рассказов о японской мифологии — и изначально даже не планировали делать тату.
Часть клиентов узнали обо мне из-за моих проектов, напрямую не связанных с татуировкой, — например, мы делали серию интересных скейтбордов с лазерной гравировкой вместе с французским брендом Le Shape, мои тигры украшали пространство Avenue South-West в Москве, в некоторых магазинах вы можете найти деревянные броши с моими дизайнами, которые мы делали вместе с брендом Coreyagi. Так что смотрите по сторонам — возможно, вы уже натыкались на что-то, сделанное татуировщиком, который идеально вам подходит, но не придали значения.
Потом вы увидите портфолио мастера. Какие-то работы могут вас зацепить больше, какие-то меньше, но в любом случае важно, чтобы все они вызывали положительный отклик.
Дальше все просто: подписывайтесь. Кроме самих татуировок, я бы советовал обратить внимание на то, как мастер выстраивает свою работу, что именно он транслирует — всё это должно быть вам близко и отзываться в вас. Потому что хорошая татуировка — это не копирование изображения с бумаги на кожу, а творческий процесс, в котором вы оба будете задействованы. Вам обоим должно быть комфортно, вы должны хорошо понимать друг друга в контексте работы, потому что от этого будет зависеть конечный результат. Если вы поймете, что в вас отзывается работа этого татуировщика, — значит, все сложилось.
Здесь не нужно спешить. Например, мой опыт показывает, что от момента, когда человек находит мои работы, до времени, когда он готов сделать у меня татуировку, в среднем проходит 6–8 месяцев. Не такой долгий срок, чтобы принять решение о том, что будет с вами всю жизнь.
3. В каких случаях вы можете отказаться от работы с клиентом?
Если на этапе обсуждения я вижу, что диалог не выстраивается так, как надо, и мы не понимаем друг друга. Иногда мне пишут с запросами, которые, по моему мнению, не будут смотреться на теле достаточно хорошо — я всегда стараюсь предложить альтернативу, и, если человек не соглашается с моим мнением, мы прощаемся.
Часть запросов просто не совпадают с моим отношением к татуировке — например, я отказываюсь работать с ребятами младше 18 лет (а иногда и старше), я не делаю татуировки на лице. Но все это случается достаточно редко. Практически все, кто обращается ко мне, — это взрослые и ответственные люди с четко сформированной идеей и доверяющие моему мнению.
4. Как понять, что действительно готов набивать тату и что эскиз выбран правильно?
Если есть хоть какие-то сомнения — значит, не готов. Татуировка не предмет первой необходимости, без нее вполне можно обойтись, и, если ты сомневаешься, что она нужна, лучше не спешить.
Важный пункт: это должно быть только твое решение. Не нужно перекладывать ответственность на жену, мужа или друга детства: решать только тебе.
Что касается эскиза, то я бы советовал больше сосредоточиться на выборе татуировщика и принимать решение по поводу конкретного дизайна вместе с ним. Ограничиться общим представлением о том, что бы хотел видеть на себе, а что — точно нет. Не нужно пытаться представить на себе конкретное изображение. Татуировка — это не картинка, которая механически копируется с бумаги на тело. При ее создании важно учесть расположение, размер, конституцию тела, текстуру и тон кожи. И эти вопросы стоит доверить мастеру.
5. Поможет ли мастер определиться с эскизом, если нет конкретного пожелания? Как это происходит в вашей практике?
Поможет, если человек пришел к нему осознанно, действительно хочет татуировку и доверяет мастеру.
Каждый татуировщик сам определяет комфортный для него порядок: кто-то предпочитает работать только с максимально конкретными запросами, кто-то готов и к более размытым формулировкам.
Мне пишут люди, доверяющие моему мнению, поэтому в большинстве случаев я не требую подробного описания задачи, достаточно общей идеи. Обычно мы назначаем дату для личной консультации и обсуждаем концепт, делаем несколько набросков на теле, выясняем, хотим ли мы вообще поработать друг с другом. Большая часть моих клиентов — это люди, которые ходят ко мне регулярно либо за большими работами, либо за серией маленьких. И комфортная коммуникация очень важна, потому что нам нужно провести вместе достаточно много времени. Это важная часть работы, потому что для меня как для мастера важно, как татуировка будет взаимодействовать с телом, учитывая конкретные особенности анатомии. Иногда во время таких консультаций даже очень конкретные пожелания могут быть отброшены, если мы находим вариант, который будет смотреться на теле интереснее и лучше его подчеркнет.