Термин «Феминистка» ассоциируется у разных людей с женщинами, совершенно отличными друг от друга моделями поведения и мыслями. Самостоятельная, разумная женщины посчитает за комплимент, если ее назовут феминисткой, кто-то под феминисткой понимает агрессивно настроенную даму, ни в грош не ставящая мужчин. Причина различного понимания — в многообразии феминистских течений и идей, появившихся в обществе с конца XX века. Иногда приверженцы разных течений феминизма так непохожи друг на друга по образу мысли. Трудно представить их в одном лагере борьбы за гендерное равноправие.
Либеральный феминизм
Классическим направлением феминизма — и наиболее распространенным — является либеральное течение. Именно либеральных феминисток имеют в виду, когда говорят о феминизме в целом. В обществе господствует ложное мнение о слабо развитых интеллектуальных и физических способностях женщин, считают либеральные феминистки. Из-за этого ошибочного мнения женщинам труднее проявить себя в науке, политике и других областях. Либеральные феминистки уверены, что несколько подчиненное положение женщины вызвано традициями воспитания как мужчин, так и женщин в социуме.
Главная задача либерального феминизма — получение равных прав для женщин и мужчин в сферах, где женщины дискриминируются (например, в аппарате государственного управления), а также возможность получать равные зарплаты при равном объеме работ и социальное уважение.
Анархо-феминизм
Анархический феминизм появился на стыке слияния идей феминизма и анархизма, сложно сказать, чем он является больше. По сути, обе половинки этого течения служат для того, чтобы поддержать другую. Анархо-феминистки считают, для того чтобы индивид получил свободу, должно быть разрушено любое иерархическое образование, тяготеющее над личностью. Патриархальные отношения — тоже иерархия, которые нужно отбросить, как пережиток. Интересно, что анархо-феминистки часто критикуют основоположников «чистого» анархизма — Прудона и Бакунина, не считавших патриархат чем-то ограничивающим и концентрировались на социально-общественном строе.
Анархо-феминистски много внимания уделают вопросам семьи. По их мнению, традиционная патриархальная семья угнетает и лишает женщину части прав — так же как и гендерно окрашенное образование.
Поэтому нужно отменить половые роли в семейных отношениях и не позволять им замедлять личностный рост каждого члена семьи. Неудивительно, что корни анархо-феминизма с таким подходом растут из 60-х годов и идеи «свободной любви».
Радикальный феминизм
Радикальные феминистки — наиболее горячо настроенное течение. Представители радикального феминизма убеждены, что на данный момент фактически не существует равноправия мужчин и женщин, а отдельные победы феминизма остаются таковыми больше на бумаге. Как и прежде мужское общество подавляет женское и руководит им, предоставив часть прав в качестве своеобразного откупа. И причина этого кроется в неправильном понимании гендерных взаимоотношений.
Течение радикального феминизма занимается широким рядом вопросов и имеет резкую позицию по многим из них. В частности, радикальные феминистски изучают порнографию и проституцию — и приходят к выводу, что как раз патриархальное устройство мира становится причиной появления большинства негативных явлений. Представительницы радикального феминизма утверждают, что общество нужно изменить коренным образом: полностью отринуть любые аспекты мужского гнета над женщинами.
Индивидуалистический феминизм
У школы много названий — либертарианский феминизм, индивидуалистический феминизм, ифеминизм. Постулатом течения является утверждение, что в основе общества стоит личность и индивидуальность, независимо от пола или гендера. Гендерного вопроса, по-хорошему, вообще не должно существовать в природе, так как каждая личность сознает себя в индивидуальном порядке и не может быть каких-либо образцов работы с ней, основанных на ее физических или иных характеристиках. Личность должна быть максимально свободна, независимо от пола, возраста, цвета кожи и любых других различий.
Смысл ифеминизма не в том, что мужчина и женщина равны, а в том, что каждая личность имеет право выбирать любую модель поведения, а общество, государство и прочие структуры не должны в этом препятствовать.
Нью-эйдж
Течение «нью-эйдж» в феминизме считается одним из самых молодых. Нью-эйдж феминизм появился в начале XXI века. Его приверженцы не считают, что мужчина и женщина изначально равны и одинаковы. У женщины есть феминность — женская сущность, особые потребности и способности, отличающиеся от мужских. Мужчины и женщины не должны стыдиться гендерных особенностей и могут использовать их так, как им заблагорассудится. В любом вопросе следует делать скидку на гендер личности — но именно на тот, с которым он себя ассоциирует.
Как известно, гендер далеко не всегда совпадает с биологическим полом, он может быть и андрогинным.
Нью-эйдж феминизм широко интересуется женской сексуальностью и прилюдными возможностями их демонстрации. Поэтому в течении много публичных и известных людей, например, Леди Гага и Бейонсе.
Постмодернистский феминизм
Постмодернизм — наиболее философское направление теоретического феминизма. Мы привыкли ассоциировать термин с литературой или фильмами, следует помнить, что постмодернизм проявляется в любой культурной сфере жизни — от архитектуры до философии. Постмодернистские феминистки рассматривают пол (или, скорее, гендер) как явление не биологическое, а культурное. Пол человека и его гендерная роль, воспитание, поведение и многое другое обуславливаются культурным воспитанием, влиянием окружающей среды и множеством иных взаимосвязанных факторов. Таким образом, и женщина, и мужчина — это относительные понятия в постмодернистском феминизме.
Экофеминизм
Общественное движение экофеминизма появилось в далеком 1974 году, но недавно обрело второе дыхание. Экофеминистки не только сражаются за права женщин в современном обществе, но и много времени уделяют проблемам экологии, защите животных и живой природы. Всё, что угнетено и нуждается в поддержке, должно быть поддержано.
Представителями экофеминизма являются веганы и вегетарианцы, а также приверженцы разнообразных мистических учений. Именно в нем можно встретить гринписовцев, волонтеров и других женщин, считающих, что путь к равноправию и всеобщему благоденствию начинается с работы над собой.
Сепаратистский и лесби-феминизм
Уже из названия течения (separate — англ. «отделяться») можно понять, что речь идет о радикально настроенном направлении. Его представительницы считают, что мужчины и женщины настолько разные, что не могут нормально находиться в смешанном социуме. Мужчины постоянно волей или неволей будут подавлять женщин, даже если они считают себя феминистами. Поэтому должны существовать отдельные от мира мужчин места, где женщины могли бы отдыхать, получать психологическую и иную помощь, защищаться от агрессии. В целом, это очень узконаправленная школа, представители которой хотят контролировать собственное пространство.
Лесби-феминизм тесно связан с сепаратистским течением, так как лесби-феминистски нуждаются в наибольшей защите от агрессивно настроенного против таких взаимоотношений социума.
Течения, связанные с сексуальной ориентацией
Существует несколько направлений феминизма, помимо уже упомянутого лесби-феминизма, которые в основу своего течения ставят человеческую сексуальность. К примеру, трансфеминизм, поддерживающий право человека приобрести тот пол, который он пожелает, и не порицаться за это обществом. Гомосексуальный феминизм ориентируется на свободу человека в выборе сексуальных партнеров. Подобные течения, чаще всего, объединяются в одно общее ЛГБТ-сообщество, которое поддерживает людей с нетрадиционными сексуальными ценностями.
Перекрестные течения
Ряд феминистских учений широко представлен на западе, но в России почти неизвестен. В первую очередь, это школы феминизма, которые связаны с географическими особенностями. Например, существует огромное количество феминисток, которые занимаются вопросами угнетения женщин в странах третьего мира, в мультирасовых обществах и так называемых «цветных» ситуациях. В любом многонациональном государстве и обществе существуют феминистские учения, которые считают вопросы дискриминации расы и национальности проблемами одного порядка с угнетением женщин. То есть, равноправие должно быть полным и всеобъемлющим, равноправие должно касаться не только пола или гендера, но и расы, цвета кожи, национальности и других особенностей.