Красота — это страшная сила! Ты наверняка слышала о том, что многие популярные косметические продукты были вредными или даже смертоносными для потребителей. В викторианскую эпоху люди использовали свинцовую косметику и добавляли мышьяк чуть ли не в свой собственный ужин. Но вот тот факт, что опасные продукты продавались в основном женщинам, остается неочевидным. Такова жизнь: женщины — более разнообразная и выгодная целевая аудитория. Косметические средства, «помощники здоровья╗, манипуляции нашими слабостями вроде похудения или даже феминизма — всё это дало маркетингу прошлого откопать свою золотую жилу и питаться от нее, несмотря на фатальный исход. Мы рассказали о 6 самых смертоносных продуктах, которые продавали женщинам на протяжении 100 лет.
1. Средства для спринцевания
Если ты думаешь, что вредоносные лекарства и средства, вызывающие у пациента ожоги, — это что-то, давно канувшее в Лету, то тебя ждет разочарование. Еще в 20 веке такая процедура, как спринцевание, считалось спорной для здоровья и безопасности женщины. Тем не менее, в обществе было положено спринцеваться, так как мужчина мог отказаться от близости с женой, которая отказывается от «очистительной» процедуры. Всё из-за «женского запаха», не говоря уже о том, что спринцевание было еще и отличным методом контрацепции. Врачи же считают, что спринцевание может вызвать раздражение влагалища или нарушить женскую микрофлору, не принеся при этом никакой пользы.
Но в 20 веке спринцевание было не только спорным, но еще и опасным. Самое популярное средство Lysol, которое выходило специально для женщин, содержало химические элементы, вызывающие реальные ожоги и боль в гениталиях. Современные препараты, разумеется, не так опасны, но пользы от них также немного.
2. Барбитураты
Маркетинг 19-го века, построенный на возможности облегчить женские боли, стал знаменательным событием в области химии и производства седативных средств. Одним из самых популярных средств стал лауданум — настойка из опиума и спирта, которой в начале 1800-х лечили болезненные роды, «нервные жалобы», истерию и другие болезненные ощущения. После лауданума на рынке появились новые наркотики — барбитураты.
Интересно, что с течением времени и развитием медицины, фармацевтические препараты для оказания помощи с психическим здоровьем стали более нейтральными в своем маркетинге с точки зрения пола. История о том, что Валиум называли «Маленьким помощником матери», в значительной степени происходит от одноименной песни Rolling Stones 1966 года. На самом деле фармацевтические компании продавали его для обоих полов.
3. Женские сигареты
Табачная индустрия в начале 20-го века переживала не самые лучшие времена. Женская часть населения в большинстве своем не курила, так как сигарета была символом либо низкого статуса, либо сомнительной нравственности. Поэтому Lucky Strike придумал рекламную кампанию, направленную на женщин, предлагая им сигареты как инновационный способ похудеть. Далее пошли рекламные объявления, эстетизирующие женщину с сигаретой, кино и звезд, курящих в качестве приятного и элегантного времяпровождения.
Эстетика и фигура были не единственными рычагами в продаже сигарет. В большинстве своем Lucky Strike опирались на суфражисток, так как сигареты стали «факелом свободы», показывающим, что женщины отбросили кандалы сексизма и могут курить на публике так же, как и мужчины. В результате триумф получил не феминизм, а маркетинговая кампания Lucky Strike. Что сказать, оказались в нужное время в нужном месте.
4. Свинцовые щиты для сосков
Одна из самых страшных идей, когда-либо продаваемых женщинам, — свинцовые щиты для сосков, которые широко использовались до 1930-х. Экранирование сосков во время грудного вскармливания предназначалось для предотвращения трещин или раздражения сосков, и только к началу 20-го века люди узнали, что свинец в больших количествах был очень вредным для организма.
Производители утверждали, что гибкие щиты защитят от натирания, а молоко внутри щитов будет сочетаться с свинцом и образовывать «лактат свинца», который будет оказывать целебное действие на кожу сосков. Хотя щиты якобы «никоим образом не могут нанести вред младенцу», матери должны были тщательно протирать грудь перед уходом, чтобы удалить остатки свинца. К сожалению, впоследствии было выяснено, что, пока матери не страдают от вредоносного изобретения, влияние свинцовых щитов на младенцев оказалось фатальным. В 1930, когда стало известно о подобных случаях, свинцовые щиты стали уничтожать прямо на таможне.
5. Ослепляющая краска для ресниц
Появление Lash Lure на американской бьюти-сцене в 1930-х годах стало масштабным событием по двум причинам. Во-первых, краска для ресниц была безумно популярной и широко использовалась как диковина в мире красоты. Во-вторых, красить ресницы было настолько проблематично, что продукт быстро вклинился в маркетинговую схему Америки.
6. Токсичные отбеливающие крема
То, что в 17-м веке было связано со свинцовой пигментацией, мутировало в новые опасные формулировки в 21-ом веке. В 19-м столетии такие отбеливающие средства, как Laird’s Bloom of Youth включали в себя всё, от карболовой кислоты до ртути. В наши дни эти ингредиенты не используются, но кремы всё равно считаются опасными, особенно среди стран Азии и Африки, где ими пользуются как мужчины, так и женщины. В 2015-м году стало известно, что Кот-д’Ивуар фактически запретил любые кремы, содержащие более 2% гидрохинона, ртуть и другие токсичные ингредиенты. Около 10% отбеливающих кремов, проверенных химиками в 2010 году, содержали достаточное количество ртути, чтобы вызвать серьезное повреждение почек с течением времени. Помимо вредоносного эффекта, рекламные кампании побочных косметических средств также оставляют желать лучшего. Чего стоит один тайский продукт со слоганом «Стань абсолютно белой — и ты победишь». Несмотря на то, что производство косметики определенно шагнуло навстречу прогрессу, токсичный маркетинг продолжает быть общественной проблемой.