1. Этичный
Термин «этичный» характеризует то, как предприятия относятся к людям. Выплачивается ли сотрудникам зарплата не ниже прожиточного минимума? Есть ли у них все положенные перерывы, отпуска, больничные? Все ли они достигли работоспособного возраста? Вносит ли компания позитивный вклад в сообщества, в которых находится производство, помогает ли им развиваться? В общем, это все о социальной ответственности предприятий.
Иногда термином «этичный» обозначают сами продукты, но это не совсем верно: не факт, что тот же искусственный мех производится с гуманным обращением к людям.
Самый простой способ выяснить, насколько этичен бренд, – посмотреть, как много информации он дает об обращении с рабочими на предприятиях, что пишут о нем в СМИ и как отзываются о компании сами ее сотрудники.
2. Без жестокости
Это определение уже относится к благополучию животных – пострадали они или нет при изготовлении продукта. В моде это может значить, что вещь не содержит продуктов животного происхождения. В косметической отрасли – что средство не тестировалось на животных.
Под определение «без жестокости» попадают веганские продукты.
Современная наука активно работает над созданием инновационных экологичных тканей, уже известно о грибной коже, вискозе из навоза, овсяном кружеве и других природных материалах. Но в широкое употребление они пока не вошли.
3. Органический
Термин «органический» по отношению к тканям означает, что в процессе выращивания материалов для нее не использовались высокотоксичные химические пестициды. Самое распространенное органическое волокно – хлопок, хотя кроме него есть также органические шелк, джут, конопля.
В этом году органический хлопок подвергся критике, потому что для его выращивания нужно гораздо больше воды, чем для обычного. Однако пестициды, которые используются для хлопка, загрязняют почву и водные источники, поэтому имеет смысл говорить не о том, какой хлопок безвредней, а о том, как сократить его потребление.
Читать по теме:4 мифа, которые мешают тебе одеваться экологично4. Устойчивая мода
Устойчивость – это то, какое воздействие оказывает производство на окружающую среду в долгосрочной перспективе. Каким способом сырье получают и как возвращают в природу. Например, материалы, которые биологически не разлагаются, – пластик, алюминиевые банки, синтетика, – нельзя назвать устойчивыми.
По словам основательницы агентства устойчивой моды The Slow Factory Селин Семаан, все, что люди производят, возвращается в землю либо как удобрение, либо как яд.
Бренды, которые делают устойчивые продукты, используют переработанные или биоразлагаемые материалы. Или – такие, как Levi’s, — стараются производить ткани с меньшим количеством отходов.
Так, футболку из переработанного пластика нельзя назвать органической, но она является устойчивой: сырье для нее не отправилось засорять землю, а превратилось в другую полезную вещь.
Устойчивость предполагает минимизацию вреда для планеты при производстве.
5. Медленная мода
Этот термин противопоставлен «быстрой моде» — индустрии масс-маркета, которая завалена некачественными и практически одноразовыми вещами, а коллекции меняются по нескольку раз в сезон.
Бренды, поддерживающие «медленную моду» создают высококачественные вещи, которые прослужат долго. Как правило, такие компании стараются не ориентироваться на мимолетные тренды, а предлагать одежду в классическом стиле, актуальную во все времена.
До тех пор, пока крупные производители не перестанут создавать и выпускать на рынок огромное количество одежды в короткие сроки, индустрия не станет ни «медленной», ни «устойчивой».
Чтобы отказаться от fast-fashion, старайся поддерживать «медленные» бренды, осознанней подходить к выбору одежду и создавать свой капсульный функциональный гардероб.
6. Гринвошинг
Это явление распространилось после того, как экологичность в моде превратилась в востребованный тренд.
Гринвошинг – это когда бренд только притворяется «зеленым» ради маркетингового хода, но на деле ничего не меняет в своем производстве. Например, запускает линейку одежды из «устойчивых» материалов, но помимо этого у него полно коллекций неэкологичной одежды. Или рекламирует платье из эко-шерсти, а затем выясняется, что ее содержание лишь 4%, а все остальное сырье в продукте не разлагается. Так бренды стараются лишь показать свою причастность к тренду, а не осмысленней отнестись к производству.
Гринвошинг запутывает покупателя, заставляя его думать, что он покупает экологичный продукт, хотя на деле это далеко не так. К счастью, сейчас появляется все больше приложений и сайтов, где можно проверить любой продукт или бренд на безопасность, этичность, «устойчивость».