1. Спилберг, «Челюсти» — «эффект головокружения»
Стивен Спилберг никогда не скрывал своей любви к Хичкоку и даже делал несколько попыток познакомиться с мастером лично, но долгожданной встречи так и не случилось.
Влияние Хичкока заметно уже в работе, которая сделала Спилберга знаменитым — триллере «Челюсти». Съемки фильма выходили за рамки сроков и бюджета, механические акулы то и дело ломались, поэтому Спилберг решил обозначать предстоящее появление хищника с помощью зловещей музыки. Это один из классических приемов Хичкока для создания саспенса.
Еще одна отсылка к творчеству гения триллера — использование «эффекта головокружения». Это один из самых известных визуальных приемов Хичкока, когда камера подъезжает вперед, а оптический зум отъезжает назад или наоборот.
2. Тарантино, «Криминальное чтиво» — сцена, в которой Бутч видит Уоллеса, преходящего дорогу
«Криминальное чтиво» нашпиговано отсылками к любимым фильмам Тарантино, как почти незаметными, так и вполне буквальными. Например, сцена, в которой персонаж Брюса Уиллиса Бутч едет по улице после убийства Веги и встречает Уоллеса, переходящего ему дорогу, очень напоминает кадр из «Психо», в котором главная героиня тоже сидит за рулем и встречается взглядом с пешеходом.
3. Скорсезе, «Остров проклятых» — наваждение, тонкая грань между безумием и реальностью
Для Мартина Скорсезе фильмы Хичкока — важный творческий ориентир, что, конечно, не могло не сказаться на его работах.
Например, в «Бешеном быке» он использует «эффект головокружения». Но больше всего влияние Хичкока заметно в «Острове проклятых». В этом фильме Скорсезе затрагивает излюбленные хичкоковские темы: подозрительность, заговоры, исчезающую грань между реальностью и безумием.
4. Пак Чхан Ук, «Порочные игры» — двойственность, семейный конфликт
Кореец Пак Чхан Ук решил стать кинорежиссером после того, как увидел хичкоковское «Головокружение». Спустя много лет один из критиков назовет Чхан Ука «Хичкоком для нового поколения зрителей» за его фильм «Порочные игры».
Психологический триллер Чхан Ука, в котором сыграли Николь Кидман и Миа Васиковска, буквально отсылает нас к картине Хичкока «Тень сомнения». В «Порочных играх» та же удушливая атмосфера, двойственность — и в рамках одной личности, и в контексте всего сюжета, загадочная семейная драма. При этом Пак Чхан Ук сумел создать в фильме очень изысканную готическую эстетику и придать ему индивидуальность, так что вторичным этот триллер точно не назовешь.
Читать по теме:10 классических хорроров, которые стоит посмотреть каждому5. Пил, «Мы» — стая чаек и ножницы
В хорроре «Мы» 2019 года есть пара очень узнаваемых отсылок к Хичкоку. Так, героиня «Мы» смотрит на стаю чаек, хаотично летящую по небу: как тут не вспомнить хичкоковских «Птиц», в которых на героев нападают то чайки, то ласточки, то вороны.
Еще одна деталь — ножницы, как орудие, крупно показанные в кадре. Это привет Джордана Пила фильму Хичкока «В случае убийства набирайте «М».
6. Линч, «Синий бархат» — подглядывание
Дэвид Линч глубоко проникся сюрреализмом хичкоковских фильмов. Особенно он восхищался умением классика создать целый мир в одном замкнутом пространстве и заставить зрителя будто бы подглядывать за ним. Этот прием подсматривания Линч отразил в фильме «Синий бархат».
В этой же картине Линч использует другой запоминающийся хичкоковский образ — провинциального городка, очень примитивного на вид, но на деле скрывающего настоящее зло. Подробнее он развернет эту тему в легендарном «Твин Пиксе». Еще одна важная черта в творчестве обоих режиссеров — интерес к двойственности.
7. Кустурица, «Аризонская мечта» — сцена с кукурузником
В первом англоязычном фильме Эмира Кустурицы «Аризонская мечта» тоже много культурных отсылок. Так, там несколько раз цитируется знаменитая сцена с кукурузником из фильма Хичкока «К северу через северо-запад», который предвосхитит появление «бондианы».
Кроме того, в одной из сцен герой Пол смотрит в кинотеатре фильм «Бешеный бык», в котором Скорсезе тоже использовал хичкоковские приемы — тот же «эффект головокружения». Буквальной отсылкой это не назвать, но все равно выглядит символично.