Совы не то, чем кажутся: Твин Пикс от А до Я

Твин Пикс — это пение птиц, ласковый и в то же время пугающий звук лесопилки, вкусные пироги и горячий кофе. Днем это настоящий рай, а ночью в городке просыпаются демоны. Мы любим «Твин Пикс» всей душой и не устаем рассказывать о нем снова и снова, ведь этот сериал — воплощение стиля, мистики и гениальной режиссерской работы, глубины повествования и множества загадок, которые окружают нас в реальной жизни. В преддверии премьеры 3-го сезона культового шоу, которая состоится 21 мая, мы решили провести тебя по миру «Твин Пикса» еще раз, подробно разобрав ключевые моменты стилистики Дэвида Линча, чтобы понять, за что мы все так любим «Твин Пикс».

А — Анджело Бадаламенти

На тех, кто только открыл для себя замечательный мир «Твин Пикса», первой производит впечатление завораживающая музыка Анджело Бадаламенти. Композитор подарил сериалу и его поклонникам легендарную тему, определяющую чуть ли не всю суть загадочного и многогранного повествования.

Б — Боб

Боб — ключевой отрицательный персонаж, представленный нам в качестве духа, не имеющего своего физического тела, но вполне самобытный и реальный, перевернувший внутренние миры таких героев, как Лора Палмер, Лиланд Палмер, Уиндом Эрл, Жак Рен, Джози Пеккард и даже самого агента Купера, не говоря уже о животных и загадочных птицах — совах. То, как Фрэнк Силва — актер, сыгравший Боба, попал в сериал, не может не завораживать. Дэвид Линч увидел Фрэнка в отражении зеркала, когда тот работал осветителем на съемочной площадке. Что сказать, гениальности Линча нет пределов.

В — Вишневый пирог

Классика жанра — вишневый пирог, одно из лучших угощений, которое можно отведать в Твин Пиксе, и ради которого его вообще стоит посетить. Из таких незначительных элементов и складывается общая эстетика сериала, ведь после просмотра вишневый пирог более не сможет ассоциироваться с провинциальной кухней, у него появится мистический привкус, а тому, кто его ест, непременно захочется разгадать пару-тройку загадок.

Г — Герой-идеалист

Большого внимания требуют все персонажи Линча, так как режиссер подбирает сюжетные линии словно бусины на ожерелье. Но прежде всего мы влюбляемся в Дейла Купера — главного героя сериала, талантливого и честолюбивого детектива, агента ФБР и романтического персонажа, очень тонко чувствующего эту реальность.

Герой-идеалист — это персональный стиль Линча, его можно встретить и в других работах режиссера. Например, в «Синем бархате», где всё тот же несравненный Кайл Маклахлен играет молодого юношу, несущего в мир свои высокие моральные принципы. В агента Купера невозможно не влюбиться: привлекательный мужчина, оригинальный, храбрый, заботливый, честный — идеал не только для сюжета сериала, но и для реалий нашей жизни.

Д — Дайана

Фанаты неоднократно пытались взломать тайный язык Линча, делая предположения об истинной личности некой Дайаны, с которой Агент Купер общается посредством диктофона. Ей он доверяет все свои сокровенные мысли, а также передает просьбы и указания. Можно сказать, что таким образом Линч организовывает экспозицию своего героя, давая зрителям возможность узнать о нем больше. Линч в принципе горазд на подобного рода приемы — для режиссера недостаточно просто представить персонажа, он должен получить определенную особенность, через которую можно прочувствовать суть его индивидуальности. Кстати, диктофонные записи встречаются в сюжетной линии не только Купера, но и Лоры Палмер. Героиня, убитая в самом начале сериала, не получает возможности раскрыть свою индивидуальность, поэтому нам предлагают послушать записи ее разговоров с доктором Джакоби, а также почитать дневник и встретиться с ее дальней родственницей, похожей на саму Лору настолько сильно, что героев и зрителей бросает в дрожь.

Е — Есть пончики

Линч очень грамотно работает с клише, делая из них полуюмористические детали, гармонично дополняющие сюжет. Как и положено полицейским, Дейл Купер, Гари Трумен и другие служители закона едят пончики во время работы, даже если занимаются вопросами повышенной важности и секретности. Такой прием отлично показывает, как ловко Линч смеется над гиперболизированной серьезностью работы детективов.

Ж — Женщина с поленом

Так как в сериале слишком много сложных для понимания тайн, а Линч не сторонник прямых намеков, такой персонаж, как женщина с поленом — это отличный способ вести диалог со зрителем, помогая ему получить недостающую информацию для разгадки режиссерских шифров. Женщина с поленом никогда не говорит прямо, а всегда передает сообщения через свое весьма буквальное полено. Так как Линч не был бы Линчем, если бы его мотивы сразу становились понятными, после разговора с женщиной с поленом нам становится еще сложнее. Но это лишь режиссерский прием, который делает раскрытие тайны более триумфальным.

З — Закусочная RR Cafe

Эта чудесная закусочная — дом вишневого пирога, рабочее место для таких очаровательных персонажей, как Шелли Джонс и Норма Дженингс, а также место, расположенное на перекрестке, — еще один мистический фокус Линча. Это не только кафе, где можно вкусно поесть, но и локация, на которой пересекаются сюжетные линии, позволяя персонажам из разных миров сериала общаться и обмениваться очередными загадками. Здесь произошли одни из самых ярких событий всего сериала: чувственный танец Одри Хорн, настоящая семейная драма Нормы, ее матери и мужа-преступника, а также почти божественное откровение майора Бриггса.

И — Индейцы

Такой городок, как Твин Пикс, не был бы таким колоритным, если бы не этнические мотивы, грамотно проработанные самим Линчем. В сериале встречаются как этнические декорации, так и настоящие индейцы — такие, как Хок. Среди многочисленных сюжетных линий есть история Белого и Черного Вигвамов — ада и рая в индейской культуре, а также наскальная живопись и тайные пещеры, якобы оставленные живущими здесь ранее индейцами, и идея переселения душ, которая красной линией проходит через весь сериал.

К — Красная комната

Красная комната — ключевой образ в карьере Дэвида Линча. Здесь правда становится явной, хоть и погружена в потустороннюю оболочку. Красные шторы, подходящий по цвету диван, статуя Венеры, зигзагообразный пол — вот оно, место, в котором нет понятия времени и искажено восприятие звука.

Можно сказать, что Красная комната — это промежуточный этап между Черным и Белым Вигвамом, своеобразное чистилище, в которое есть доступ только у Агента Купера, Лоры Палмер и странного инфернального карлика, в образе которого Линч, возможно, подразумевал самого Люцифера.

Л — Лора Палмер

Она подарила сериалу центральную загадку и фразу, ставшую крылатой: «Кто убил Лору Палмер?». Несмотря на то, что ее смерть положила начало истории, именно жизнь Лоры придала этому сериалу смысл. Спустя четверть века Лора продолжает держаться особняком от прочих жертв похожих преступлений, которые являются прекрасным и молчаливым шифром, вдохновляющим молодых детективов на поиски убийцы. Она яркий, сложный персонаж, личность, вобравшая в себя все секреты и пороки маленького городка, и заплатившая за это самую высокую цену, возможно, не только за себя.

М — Музыка

Помимо Анджело Бадаламенти, в сериале есть персонаж, который подарил агенту Куперу и зрителям несколько минут экстатического прихода. Джули Круз — одна из любимых певиц Дэвида Линча, девушка с ангельским голосом, который можно услышать в песенной версии главной темы сериала. Сама певица появилась в ключевой для сюжета момент — как раз тогда, когда Купер был готов разгадать самую сложную загадку: кто же убил Лору Палмер? Пока Джули Круз исполняла свою композицию The World Spins, половине участников съемочной группы так и не удалось сдержать слезы, а параллельно происходящему совершалось еще одно убийство. Великолепная многослойность линчевского повествования.

Н — НЛО

Казалось бы, что сюжет и так перегружен, но нет, в сериале поднимается и тема НЛО. Вовсе не потому, что где-то рядом ходит агент Малдер в женском обличье, просто чем больше загадок, тем лучше, ведь Твин Пикс — это средоточие самых экстраординарных событий. Мы сталкиваемся с НЛО в сюжетной линии майора Бриггса, которого совершенно внезапно похищают инопланетяне, прямо из его собственной гостиной. Вернувшись, майор Бриггс становится более просвещенным, но тайн своих не выдает, так как Бриггс — человек чести и долга, вполне вероятно, работающий на секретную организацию, изучающую НЛО.

О — Одри Хорн

Кто не помнит Одри, самозабвенно танцующую в одиночестве в гостиной отеля, принадлежащего ее отцу, Бенджамину Хорну? Гламурная и утонченная, Одри кажется намного взрослее местных красоток — Шелли, Донны и даже Лоры. Одри стала ключевым персонажем шоу, олицетворяющим собой роковую красоту, безумие и смекалку. Но ее опасные исследования изнаночной жизни Твин Пикса, влюбленность в агента Купера, а позже — в Джона Уиллера, и временное помешательство отца открыли Одри с другой стороны — как ранимую и добрую девушку, которая прячется под маской циничного подростка.

П — Приглашение к любви

Сериал в сериале — это прием не новый, но всё равно очаровательный. Как мы уже сказали, Линч умеет подать клише, а безумно драматичный сериал «Приглашение к любви» делает сюжет самого Твин Пикса более реалистичным, а порой даже оттеняет происходящее, бросает зрителю аллюзии и прямые подсказки о том, что ждет в следующем кадре. Немного истеричный стиль «Приглашения к любви» отлично подчеркивает происходящее и пользуется популярностью чуть ли не у половины городка.

Р — Рэй Уайз

Образ отца Лоры Палмер, Лиланда Палмера, созданный Рэем Уайзом, — настоящая классика жанра. Убитый горем отец, жертва, превратившаяся в мучителя, монстр, питающийся эмоциями жителей захолустья, — всё это Лиланд. Он воплотил в себе множество сущностей, а наивное выражение его лица только сбивает с толку — он отвлекает наше внимание от себя настоящего. Что может быть страшнее скорбящего отца, который, зайдя за угол, начинает отплясывать джигу? Но в этом весь Линч.

С — Сны агента Купера

Сны агента Купера — это отдельное повествование, доказательство того, что в жизни невозможно решать всё, опираясь только на разум. Дейл Купер — отличный пример чуткого к потустороннему миру персонажа, который уважает миры, ему не подвластные, а также склонен к мистическому реализму.

Днем агент Купер — гениальный детектив, работающий с фактами, служащий закону и порядку, а ночью он словно переходит границу реальности, чтобы найти ответы в глубинах своего сознания, общаясь с духами и странными личностями, голоса которых могут услышать лишь избранные.

Т — Трэмонд и ее внук

Весьма пугающая пара — это миссис Трэмонд и ее внук, которые появляются в сюжете в самый неожиданный момент и являются связующим звеном между многочисленными загадками Линча. С семьей Трэмонд знакомятся как сама Лора Палмер, так и ее подруга Донна Хэйворт. Забавно, что внук миссис Трэмонд напоминает уменьшенную версию самого Дэвида Линча. Вместе эта чудная парочка олицетворяет присутствие потусторонних духов на этой земле, которые предлагают реальным жителям Твин Пикса свое паранормальное сопровождение.

У — Уютное местечко

Отдельным персонажем в сериале является и сам городок Твин Пикс. Он так же полон загадок, ярких достоинств и темных сторон, как и многие герои сериала. На первый взгляд это настоящая идиллия, город, в котором хочется жить, где царит закон и порядок, еда вкусная, воздух чистый, а люди приветливые и праведные. Но у Твин Пикса есть свои, словно человеческие недостатки. По ночам здесь торгуют наркотиками, убивают подростков, не брезгуют домашним насилием, проституцией, адюльтером и финансовыми интригами. Такая антитеза — отличный режиссерский прием, чтобы сделать Твин Пикс не шаблонным городком, а настоящей живой душой. Отдельного внимания также заслуживает безупречный стиль, с которым Линч подошел к представлению этого места.

Ф — Фраза «Огонь, иди со мной»

Одна из самых мистических и лирических фраз сериала, преследующая сразу нескольких героев, созданная, чтобы решить головоломку, но в результате еще больше ее запутавшая. Такой поэтический прием помог Линчу эстетизировать сразу несколько проблем: насилие, убийство, раздвоение личности, порок. Если бы Линч был декадентом, то стихотворение, которое цитируют его герои, было бы для него обвинением и оправданием одновременно.

Х — Хэйворт Донна

Донна — персонаж простой: красивая девушка, умница, радость родителей, робкая тень инфернальницы Лоры Палмер, романтическая натура и во всех отношениях праведная душа. Но у Линча не бывает однозначных линий, поэтому и Донне суждено пройти ряд испытаний на прочность и порочность. Миловидная скромница постоянно меняется, мечется от невинного подростка к роковой соблазнительнице. Ей не хватает смелости, чтобы быть лидирующим персонажем, но эту робость она с лихвой компенсирует своими драматичными попытками быть, как ее порочные подруги Лора и Одри. Может быть, Донна не влюбляет в себя с первого взгляда, но точно заставляет зрителя в итоге заинтересоваться ее персоной.

Ц — Целлофан

«Она мертва…завернута в целлофан!», — фраза, которой зрителю донесли ключевое событие сериала, смерть главной героини. Это отнюдь не совпадение, что жертвы маньяков Линча оказываются завернутыми в целлофан как очередные тайны, которые детективу придется развернуть и разгадать, глядя на посиневшее лицо и влажные волосы. Вот она — темная, холодная, разлагающаяся сторона Твин Пикса, как и труп, сброшенный в реку, наспех прикрытый пленкой. Можно сказать, что Линч умудряется возвысить значение мистики и божественного, при этом совершенно низвергая смерть как жизненный итог. Мертвые в сериале подобны мусору, от которого избавляются быстро: выбрасывают, засовывают в багажник, сжигают, независимо от того, симпатизирует ли зритель умершему герою.

Ч — Чертовски хороший кофе

И горячий! Твин Пикс — место, где люди знают толк в наслаждениях. Здесь любят вкусную еду и самый лучший в мире кофе. Еще одно клише от Линча, поданное в очаровательном исполнении Кайла Маклахлена. Это намек на суетность нашей жизни. Мы так увлечены заботами, что забываем, что у этой жизни есть вкус.

Агент Купер знает, что необходимо баловать себя хотя бы иногда, чем и снимает общее напряжение сюжета. Но кофе — это еще и скрытый подтекст. Таким образом мрачная реальность Твин Пикса маскируется под повседневные радости. Неважно, что утром был найден труп девушки, зато кофе чертовски хороший!

Ш — Шериф Труман

Еще один персонаж-идеалист, блюститель местного закона и порядка, Шериф Трумен, у которого, при всем его внешнем совершенстве, также есть свои демоны. Он мечтает о том, чтобы в Твин Пиксе все было в порядке, но отдает на это дело всего себя, поэтому времени на счастливую личную жизнь у него не остается. Неоднозначный роман с красоткой Джози Пеккард вряд ли можно назвать удачным, но таким образом Линч раскрывает нам персонажа со всех сторон. Днем он храбрый полицейский, а после заката — любовник, потерянный в бесперспективном романе.

Щ — Щепетильность Альберта Розенфилда

Образ Альберта Розенфилда можно считать пра-пра-прадедом современного доктора Хауса. Гениальный судмедэксперт, вспыльчивый, напористый, откровенно наглый и саркастичный, но настоящий мастер своего дела. Благодаря Альберту, дело с Лорой Палмер двигается гораздо быстрее. Но при всей своей внешней черствости, Альберт вызывает симпатию, ведь он так же неоднозначен, как и все в этом городе. Чего стоит одна его цитата:

Слушайте меня. Я признаю за собой некоторый цинизм, факт — то, что я являюсь противником насилия. Я горжусь получением удара, и я с удовольствием подставлю вторую щеку, потому что мой жизненный путь лежит рядом с Ганди и Кингом. Мои действия глобальны. Я отклоняю абсолютно месть, агрессию и возмездие. Основа такого метода — любовь. Я люблю вас, шериф Трумен.

Э — Экзотическая красота Джози Пеккард

Хрупкая, утонченная и невероятно прекрасная вдова, а также владелица лесопилки Джози Пэккард своей экзотической внешностью смутила не одно мужское сердце по обе стороны экрана. Что-то неуловимо «неправильное» было в этой роковой женщине. Для начала, китаянки Пэккард вообще не было в сценарии, и только после того, как Изабелла Росселлини покинула проект на стадии разработки, ее персонаж был переписан под Джоан Чэнь. Сюжетная линия Пэккард состоит из стольких тайн и поддельных смертей, что практически невозможно нащупать эмоциональный стержень героини. Однако Пэккард на все сто процентов вписалась в мистический мир Твин Пикс: словно рыба, вынутая из воды, наполовину пешка, наполовину — ферзь, она никогда не чувствовала себя комфортно ни по одну сторону черты.

Ю — Юность

Юность в сериале — это отдельный эстетический мир. Линч показывает нам сочные стороны жизни: любовные переживания, трогательные песни под гитару, опьяняющий запах орхидей, воспоминания из детства, теплые и нежные видеозаписи, на которых нет намека на смерть, есть только счастье и свет. Сам свет проникает в сюжет внезапно, иногда совершенно без причины, а порой в моменты грусти и печали. Юность главных героев, образы школы и старшеклассников, проблем их жизненного выбора — всё это добавляет «Твин Пиксу» жизни и свежести.

Я — «Я одинокая душа»

«J’ai une âme solitaire», — так Линч раскрывает зрителю тему одиночества, как индивидуального, так и всечеловеческого. Никто не знал о печальном любителе орхидей Гарольде до того, как его мир не был встревожен амбициями Донны. Никто не замечал, что Лора мучается от страшных переживаний, от одержимости демоном и странным стремлением к пороку. Эти чувства она так и не смогла ни с кем разделить, а они остались жить и после ее смерти. Никто не разделил влюбленности и личной жизни Мэдди, а ведь она была чиста и прекрасна, словно лучшая версия Лоры, спустившаяся с небес. Также никто не может утолить бушующее сердце агента Купера, знакомого с потерями не понаслышке. Вся жизнь Твин Пикса и его сюжет пронизаны одиночеством — может быть, от этого на душе становится так волнительно грустно каждый раз, как звучит музыка Бадаламенти или шумит лесопилка.

Другие статьи по темам: