Культура
08 ноября, 2018

7 разгневанных женщин в литературе

Мстительная, холодная, расчетливая - кто сказал, что главная героиня не может быть такой?
В литературе, особенно в русской, предостаточно милых, кротких, добрых девушек. Ярость, силу и решительность в основном приписывали злым мачехам, ведьмам и интриганкам, хотя на деле в этих качествах нет ничего плохого.

В последние годы на первый план выходит другой тип героинь: жестких, злых. Они не стесняются своего гнева и не считают, что женщина всегда должна улыбаться. Heroine составил список женских книжных персонажей, которые доказывают, что героини не обязаны быть приятными.

1. Матильда – «Судьбы и фурии», Лорен Грофф

В глазах мужа Матильда – вечная вдохновительница, всегда поддержит, улыбнется. Жизненные тяготы не оставили и следа на ее прекрасном личике. Только во второй части читатель узнает настоящую Матильду: яростную, безжалостную, сильную.

Судьба героини – детские травмы, сиротство, бедность — ее гнев и решительность сформировали не только собственную жизнь, но и красивую безоблачную семейную сказку ее мужа , хотя он об этом никогда не догадывался.

2. Нора – «Идеальная женщина», Клэр Мессуд

Норе 42. Она тихая учительница младших классов, скромная, предсказуемая. Почтительная дочь.

В Норе кипит безнадежная ярость, всепоглощающий гнев. Она ненавидит свою жизнь, ведь в ней она только и делала, что пыталась быть хорошей девочкой, «которая всегда держит себя в руках, всегда всё делает правильно, никогда не ошибается и не звонит людям в четыре утра». Ненавидит поступки, которые совершала в угоду другим людям. Хочет обвинить всю вселенную в том, что с ней происходит, но понимает, что сама выбрала себе посредственную судьбу.
Нора разочарованная, обозленная, неприятная, но в этой откровенности есть свой протест.

На моём могильном камне должно было быть написано «Великая художница», но если бы я умерла прямо сейчас, то вместо этого там бы написали: «Очень хорошая учительница, дочь и подруга». Но сейчас я хочу крикнуть всем и хочу высечь на своём надгробном камне большими буквами: ПОШЛИ ВЫ ВСЕ НА ХЕР!

3. Медея – «Медея», Еврипид

Греческие трагедии сплошь усеяны разгневанными женщинами, но ярость Медеи, пожалуй, самая справедливая. Ясону нужно было задуматься, а стоит ли злить свою любимую, еще когда она раскромсала своего брата на куски и разбросала по берегу, чтобы отвлечь родню, которая гналась за ними. Медея сотворила ради него столько дьявольских поступков, зашла так далеко, что жизнь без Ясона уже не имела смысла. А что взамен — «Извини, я женюсь на другой». Ну как тут было не взбеситься?

4. Маргарита – «Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков

Еще один классический образ смелой и наплевавшей на весь этот мир женщины. Да, она идет на сделку с дьяволом ради любимого, но нельзя отрицать, что ведьминская жизнь доставила ей небывалое удовольствие. Как же хочется иногда намазаться кремом, оставить мужу записку «Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай», прыгнуть на метлу и свалить в окно.

5. Эми – «Исчезнувшая», Гиллиан Флин

Эми – героиня неоднозначная и уж точно не положительная. В чем ей не откажешь, так это в остром уме, решительности и умении добиваться своих целей.

Не смотря на то, что в жизни она творит несусветную дичь, в своих монологах она озвучивает вещи, понятные многим из нас. О том, как сложно быть собой в мире, где все подчинено шаблонам. О рекламе, глядя на которую создается впечатление, что вся наша жизнь состоит из уборки по дому и месячных. О том, как стереотипы об «отпадных девчонках» заставляют женщин деградировать и скрывать свои потребности.

Отпадная девчонка никогда не рассердится, она только улыбнется с легкой грустью, позволяя своему мужчине делать все, что заблагорассудится. «Валяй, сри мне на голову, не обижусь, я же отпадная девчонка.

6. Китнисс Эвердин – «Голодные игры», Сьюзен Коллинз

Китнисс очень сильная, смелая, ловкая. Она способна на добрые поступки, и вся ее жизнь – это жертва на благо других. Пусть холодновата, расчетлива, и вообще у Китнисс не самый простой и приятный характер. Как верно подметила журналистка Кэти Ройф в New York Times:

Китнисс властная, капризная, грубая, требовательная, колючая. Она относится к миру со взрывоопасной агрессией, которая немного необычна, мягко говоря. Она приветствует выражение любви одного поклонника, сбивая его с ног, хлопает дверью по лицу другого во время спора, стреляет стрелой в судейскую коллегию до начала игр и угрожает наставнику ножом, когда он говорит что-то, что ей не нравится. Короче говоря, она принадлежит к недавнему племени популярных героинь: маленькая, трудная девочка-подросток, которая проявляет огромную физическую и моральную силу. Она и убийца, и жертва, так или иначе представляющая женскую силу и женскую уязвимость, смешанные и переплетенные, опасно, неоднозначно, в одно целое.

7. Долорес — «Долорес Клейборн», Стивен Кинг

В образе Долорес Кинг отчасти воплотил свою мать – сильную женщину с несчастливой судьбой. Сидя в полицейском участке, Долорес рассказывает, как много лет назад убила своего мужа, который постоянно оскорблял и избивал ее. Это не единственный роман Кинга, в котором он поднимает тему насилия над женщиной. Но здесь ему удалось создать очень мощного, честного и чертовски разгневанного персонажа. Хотя сама Долорес и говорит о себе всего лишь:

Я просто старушка с грязным характером и гнусным ртом.
Каких еще разгневанных женщин из литературы ты знаешь?
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: