Кино и книги
11 июня, 2021

7 российских фильмов, которые помогают понять себя и других

О чем мечтает писатель в доме престарелых и зачем режиссер снимает порно с артхаусным сюжетом.
Российский кинематограф многогранен: его питают режиссеры и актеры из разных уголков страны. В нем переплетаются житейские трагедии людей из мегаполисов, давно забытые легенды родом из отдаленных сел; абсурдный юмор, который, кажется, не придумаешь нарочно.

С помощью местных лент можно понять если не загадку русской души, то хотя бы себя и окружающих. Делимся 7 фильмами, которые помогут в этом.

1. «‎Скажи ей»

Режиссер Александр Молочников рассказывает собственную историю взросления сквозь призму семейной драмы. Родители юного Саши разводятся — мать собирается эмигрировать в Америку, а отец хочет остаться на родине. Перед мальчиком встает серьезный выбор: жить с мамой и ее родней в новой стране или остаться с папой в прежнем доме.

Фильм называют сбалансированным, но не идеальным — впрочем, такова и сама жизнь. Истории, связанные с разводом, редко развиваются, как по методичке, — даже если поначалу родители уважают друг друга и принимают выбор своего ребенка. Здесь зритель видит, как члены поначалу дружной семьи, решившие расстаться экологично, забывают о негласных правилах в угоду личному счастью.

2. «‎Человек из Подольска»

Главный герой Николай живет в Подольске, но мечтает о европейских улочках; любит играть музыку, но вынужден зарабатывать писаниной в никому не нужной местной газете. Внезапно он, словно кафкианский персонаж, попадает в полицейский участок. Николай не понимает, почему так получилось, но, кажется, ничему не удивляется. На этом приключение не заканчивается, ведь полицейские пытаются влезть в его сознание.

«‎Человек из Подольска» — это олицетворение всего абсурда, который творится в современной России. В ней, констатирует режиссер-дебютант Семен Серзин, каждый гражданин изначально виновен только по факту рождения в нашей стране. Лента словно напоминает давнюю поговорку: «Был бы человек, а статья найдется».

3. «‎Уроки Фарси»

Эту ленту нельзя назвать русской в полной мере. Скорее она космополитична — и в этом ее сила. Здесь американский режиссер украинского происхождения объединяется с командой, собранной по всему свету, чтобы рассказать универсальную историю о выживании, понятную всем.

Еврей Жиль попадает в концлагерь. Чтобы избежать смерти, он выдает себя за перса, и ему верят. Чуть позже выясняется, что местный повар давно хотел выучить фарси, чтобы, как только закончится война, переехать в Тегеран и открыть там ресторан немецкой кухни. Жиль в стремлении выжить не просто делает вид, что знает неизвестный ему язык, — он придумывает его.

Читать по теме:Наши в Каннах: 5 русских фильмов на Международном кинофестивале

4. «‎Человек, который удивил всех»

Создатели «‎Интимных мест» Наташа Меркулова и Алексей Чупов решили изучить, на что готов пойти человек, чтобы обмануть смерть. Вышел рассказ о гендерной идентичности.

Лесник Егор, которому были по плечу и стычки с наглыми браконьерами, и попытки жить в деревне полноценной жизнью, не может выстоять перед лицом более опасного противника — онкологии в терминальной стадии. Местные и городские врачи даже не берутся за лечение. Цепляясь за все возможные способы спасти любимого, его жена Наташа идет к знахарке, а та поет песню о селезне, который обернулся уткой, чтобы отогнать от себя смерть.

«‎Человек, который удивил всех» рассказывает об интимной привязанности, борьбе за жизнь, нравах глухих деревень. Но главное — с ее помощью Меркулова и Чупов напоминают, что иногда важно отказываться от образа сильного человека и признавать свою слабость, ведь в этом и кроется истинная стойкость.

5. «‎Сентенция»

Лента с линчевской атмосферой погружает зрителя в последние месяцы (или даже годы) писателя Варлама Шаламова, прошедшего ГУЛАГ. Он доживает свой срок в доме престарелых, читает работы редким посетителям, а его личность меж тем стирается. С этим борются двое пылких последователя мастера, которые собирают по крупицам его стихотворения, рассказы, мысли.

«‎Сентенция», названная в честь одного из рассказов Шаламова, откровенно мрачная, гнетущая и даже в чем-то хтоническая. Ее мир смыкается стенами больничной палаты, и единственная возможность выйти наружу — воспоминания писателя.

6. «‎Иччи»

Обычно российские хорроры — это сомнительное удовольствие, однако мы бы посоветовали дать этому фильму зеленый свет. Это проект якутского режиссера Костаса Марсана, основанный на местных легендах. С его помощью создатель не только рассказывает о мотивах, непонятных большинству зрителей, но и привлекает внимание к нишевой культуре.

Иччи — это духи, подобные японским ками. Они живут в предметах, реках, полях, дожде и буре. С одним из таких сталкивается молодая семья, приехавшая к берегу Лены. Пока они пытаются разобраться, что вообще происходит, зрители получают возможность увидеть конфликт между деревней и городом, предубеждениями и отсутствием всякой веры, логикой и опорой на древние нравы.

7. «‎Глубже!»

Об этой комедии говорили в 2020-м все кому не лень, однако пусть тебя не смущает этот хайп. «‎Глубже!» — это традиционный русский абсурд в чистом виде, и он усиливается благодаря тому, как создатели подали финал. Впрочем, обойдемся без спойлеров.

Театральный режиссер Роман Петрович, дотошный зануда, остается без работы. После долгих раздумий он все же идет в порно-индустрию и полностью меняет ее. Решив для себя, что сексу нужно больше глубины, Роман Петрович требует этого же и от актеров, прорабатывая с ними характеры героев, переделывая диалоги эротических фильмов, над которыми привыкли смеяться, и превращает adult-кино в произведения «‎как у Тарковского, только интересные‎».

Уровень бреда в сюжете нарастает с каждой минутой, но это, как ни странно, затягивает. Сразу предупреждаем — картина может понравиться, если зритель готов не искать в ней особого смысла.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: