1. Большая зарплата при минимуме задач
Если в вакансии указана достаточно большая зарплата, и при этом от кандидата требуется минимум навыков, вроде работы за компьютером и свободного времени, в 99% случаев, работодатель слукавил при составлении объявления. Согласись, чтобы труд достойно оплачивался, все-таки нужно обладать минимальными знаниями в рассматриваемой сфере. А еще «серьезные» компании четко указывают пожелания в образовании и опыте работы кандидата на высокооплачиваемые должности.
Многие недобросовестные компании рассказывают о бонусах и премиях «без потолка» при выполнении плана. Однако во многих из них этот план сильно завышен, что даже при наличии мотивационной схемы и бонусов не дает их получить.
Как пример приведем вакансии, которые предлагают заниматься перепечатыванием текста с бумажного носителя в электронный вариант. Или размещать объявления в интернете, при этом оплата обещает быть «выше среднего» по региону. Во многих случаях такие объявления являются «приманкой» для работников и на самом деле предполагают совершенно другую деятельность. Например, развитие сетевого бизнеса, в который изначально нужно вложить собственные финансы или пройти платное обучение.
2. Описание вакансии не дает представления о том, чем будешь заниматься
При разговоре с работодателем по телефону или в мессенджере ты можешь столкнуться с ситуацией, когда он красочно описывает все плюсы и перспективы, но при этом совершенно непонятно, что нужно будет делать.
При ответах на твои прямые вопросы об обязанностях, он всячески увиливает или предлагает прийти на собеседование и поговорить об этом лично. Также зачастую поиск в интернете какой-либо информации об этой фирме или официального сайта компании ни к чему не приводит.
Чтобы не попасться на вакансию от сомнительного работодателя, обрати внимание на то, как составлено объявление. Надежная вакансия содержит:
- название фирмы и ее контакты;
- четкое описание профессии требующегося специалиста — педагог, инженер, программист, а не расплывчатое «в команду ищем целеустремленного сотрудника»;
- график работы;
- перечень обязанностей;
- заработная плата с указанием, до или после вычета НДФЛ;
- требования к соискателю — образование, наличие опыта работы, водительского удостоверения и так далее.
3. Подробности о вакансии невозможно узнать у того, кто выставил объявление
В текстах многих объявлений можно заметить фразу: «в личные сообщения не писать, все подробности можно узнать по ссылке». Не попадайся на эту уловку: зачастую, это не больше, чем спам. Когда аккаунты работодателей или мошенников, рассылающих сомнительные объявления, блокируют, они публикуют такие вакансии. По факту, никакого достойного места работы тебе не предложат.
В вакансии от «честного» работодателя всегда указано конкретное контактное лицо: HR-менеджер, директор или его секретарь. Также задать интересующие вопросы можно непосредственно через платформу размещения — сообщения не будут закрыты.
4. Срочность в поиске сотрудника, ограниченные предложения
Многие фирмы, действительно, сталкиваются с тем, что нужно быстро найти нового сотрудника. Обрати внимание на дату подачи объявления: зачастую оно может быть опубликовано несколько месяцев назад или размещаться повторно каждый месяц. Если бы компания предлагала достойную вакансию, такой «текучки кадров» и нехватки персонала не наблюдалось бы.
Еще обрати внимание на объявления такого вида: «В перспективную команду требуется начинающий сотрудник. Торопитесь, осталось всего три места!» Нам кажется, что, действительно, нужно успеть позвонить работодателю и записаться на собеседование прямо сейчас, пока эти места не заняты. На самом деле, это не больше, чем уловка. Недобросовестная фирма рассчитывает именно на эту спешку, в то время, как крупные компании обычно не торопятся с наймом и ищут действительно подходящего сотрудника.
5. Имидж компании со слов работодателя сильно расходится с реальностью
Многие фирмы в объявлениях рассказывают о себе, чтобы дать соискателю представление об их позициях на рынке. Например, пишут дату основания, количество филиалов, информацию о сотрудниках и учредителях.
Если в самопрезентации работодателя кроме полезных фактов есть множество похвал, вроде «лучшего места работы просто не найти», обязательно почитай отзывы в интернете. Ты удивишься, когда увидишь результат: у большинства тех, кто предпочитает похвалы сухим фактам, отзывы сотрудников оставляют желать лучшего. А еще, если ты не смогла найти юридического адреса или официального сайта, то в 99% случаев деятельность компании весьма сомнительна.
6. Испытательный срок не оплачивается
Договор о работе в компании может включать в себя испытательный срок. В этот период сотрудник и работодатель способны понять, хотят ли они дальше взаимодействовать. Оплата на период испытательного срока, вполне возможно, может быть немного ниже дальнейшего оклада, а уволиться, если работа не понравилась, можно без «отработки» в две недели.
А вот если на этапе испытательного срока тебе предлагают только бесценный опыт без заработной платы, не соглашайся на такое предложение. В вакансии об испытательном сроке могут написать, а о его безвозмездности обычно говорят только на собеседовании.
Также испытательный срок сотрудника не может быть более трех месяцев. Исключение есть только для руководящих должностей — не более полугода с момента трудоустройства.
7. Они выбрали тебя и говорят об этом так, что становится неудобно
В случаях ответа от некоторых работодателей мы можем почувствовать себя весьма неловко. Это происходит при откликах на вакансии, где нужно выполнить какое-либо тестовое задание или подробнее рассказать о себе.
В ответном письме говорится, что компания выбрала именно тебя из огромного числа кандидатов. Причину, почему был сделан такой выбор, не напишут — это происходит потому, что никакого жесткого отбора или конкурса не было.
Отметим, что «правильный» конкурс на вакансии в крупные корпорации проводится исключительно после личного общения с менеджером по кадрам. Это позволяет ему оценить соискателя, пообщавшись с ним — ведь зачастую в резюме может быть отражено совсем не то, что есть на самом деле. А затем он говорит об условиях и участии в отборе кандидатов.
После того, как тебе сообщили о том, что конкурс из ста человек прошла именно ты, работодатель не упустит возможности подчеркнуть, как тебе повезло. Он хочет «сыграть» на твоем волнении и чувстве, что, раз выбрали тебя, нужно выкладываться на все сто и обязательно прийти на собеседование и согласиться на условия, даже если они не совсем тебе подходят.
Если ты получила отклик, от которого стало не по себе, лучше сразу отказаться от предложения. Даже в случае жесткого отбора, добросовестные компании присылают письмо, где предлагают пройти личное собеседование и сотрудничать дальше. А в его тексте не встретишь акцента на то, сколько кандидатов проиграли конкурс с тобой.
8. Неограниченное количество вступительных испытаний
Это очень актуально для вакансий фриланса и удаленной работы. Недобросовестному работодателю будет мало даже самого подробного портфолио — он предложит не просто тестовое задание, а полноценный проект.
Например, тебе нужно будет сделать подробный дизайн гостиной в короткий срок. Ты выполняешь задание и получаешь ответ, что у работодателя есть несколько замечаний. Вместо того, чтобы указать на них и попросить скорректировать проект, он даст новое задание. Ты выполнишь и его — и снова будут замечания. Ты можешь выполнить два, три, пять таких заданий, и работодатель просто перестанет тебе отвечать или заблокирует. Как итог: мошенники получили макеты и не заплатили за них, даже если обещали.
Нужно насторожиться, если тестовое задание слишком объемное или после его выполнения предлагают выполнить дополнительную работу. Также можно легко проверить, мошенник ли перед тобой: отправь отклик на вакансию с нескольких аккаунтов почты. Если все присланные задания будут разными, лучше отказаться от их выполнения. Для того, чтобы выбрать подходящего кандидата, анализируют работы с одинаковым заданием — так можно понять, кто из кандидатов справился с ним лучше.