Образ жизни, Психология

8 советов, как реагировать на критику с пользой для себя

0
К ритика может злить и раздражать. Нередко хочется ответить на нее колкостью, сарказмом или указать на недостатки собеседника. Но это не лучшее решение, которое часто становится причиной конфликта. О том, как реагировать на критику здоровым образом, рассказываем в материале.

1 Определи характер критики

Критика может быть конструктивной, то есть основанной на фактах и доводах. И деструктивной — она не обоснована, ошибочна и нередко предназначена исключительно для того, чтобы принести боль.

Научись различать характер критики. Если собеседник приводит веские аргументы, указывает на конкретные ошибки, предлагает оптимальные варианты решения проблемы, то стоит прислушаться к его словам. Но не принимать их близко к сердцу и не воспринимать как укор. В этом случае стоит сделать выводы и принять решение, как поступать дальше.

Но если понимаешь, что критика отражает негативные намерения собеседника, звучит нетактично и унизительно, то стоит поступить по-другому. Проанализируй, какие мотивы могут за ней скрываться и стоит ли прислушиваться к словам человека. Контролируй свои эмоции, восприми его сообщение со спокойствием и достоинством. И напомни себе, что слова окружающих никак не должны определять твою самооценку и отношение к себе.

2 Не оправдывайся

Стоит воспринимать критику спокойно, не бросаясь оправдываться перед собеседником. Во-первых, такое поведение часто воспринимается, как показатель неуверенности. А во-вторых, оправдания прерывают разговор и лишают тебя возможности дослушать мнение человека напротив. Из-за этого ты можешь упустить важные детали или предложения, которые он хотел озвучить.

3 Поделись своим мнением


Не каждый человек умеет поставить себя на место другого. И тот, кто критикует, может не понимать твоих мотивов, а также отношения к сложившейся ситуации. Поэтому стоит поделиться с ним своим мнением. Делать это нужно спокойно, рассудительно, приводя понятные и веские доводы.

Возможно, обмен мнениями приведет к конструктивному решению проблемы или компромиссу. Но бывают ситуации, в которых придется постоять за себя. О том, как научиться это делать, мы рассказывали здесь.

4 Поблагодари собеседника

Если критика была конструктивной, стоит поблагодарить собеседника за честность. Пусть человек, проявивший доброе намерение, знает, что ты его оценила. Приведем примеры слов благодарности, которые можешь сказать:

  • спасибо за твою честность, я это очень ценю;
  • мне нравится, что ты стараешься сделать меня лучше, я прислушаюсь к твоим словам;
  • мне приятно, что мы можем открыто это обсудить;
  • я ценю, что ты поделился со мной своим мнением.

5 Задавай дополнительные вопросы

Чтобы выяснить, конструктивна ли критика собеседника, стоит задавать дополнительные вопросы. Также этот метод помогает поставить в тупик тех, кто критикует тебя необоснованно.

К примеру, коллега говорит, что ты не справляешься со своими рабочими обязанностями. Предложи подтвердить его утверждение фактами: отчетами о работе, результатами за месяц. Если он готов подкрепить слова аргументами, то выслушай и прими их к сведению. А если нет — игнорируй и продолжай заниматься своими обязанностями.

Бывает, что дополнительные вопросы помогают критикам понять, что их претензии необоснованны, и извиниться перед тобой.

6 Игнорируй

Резкая необоснованная критика может привести к разочарованию, беспокойству. Из-за нее появляются мысли о том, чтобы отказаться от любимого дела. Один из способов справиться с деструктивной критикой — игнорировать ее.

Так поступают многие знаменитые люди. К примеру, группу The Beatles в рассвет их карьеры жестко критиковали, называли их музыку плохой, публично сжигали их пластинки. И участники группы не сделали ничего, чтобы ответить на это. Они продолжали играть, записывать альбомы и стали одними из самых влиятельных людей в истории музыки.

7 Учитывай предложения, а не тон обратной связи


Некоторые люди очень эмоциональны, когда кого-то критикуют. Но стоит обратить внимание не на то, как они подают критику, а на предложения, которые они озвучивают.

Старайся реагировать на обратную связь не как на попытку конфронтации, а как на способ донести свои мысли. Но стоит так поступать только тогда, когда понимаешь, что критика конструктивна и обоснована.

8 Скажи, что тебе нужно время, чтобы обдумать услышанное

Не стоит давать обещание, что исправишься, сразу после того, как услышала критику, особенно если не совсем с ней согласна. Выиграй себе немного времени.

Скажи, что вернешься к разговору позднее, потому что тебе нужно обдумать слова собеседника. В это время можешь продумать свою речь, аргументы и доводы, чтобы противостоять ему. Или подумать, как будешь поступать дальше.

Читать по теме:Образ жизни, ПсихологияКак понять, что ты предвзято относишься к чему-то