1. Любишь ходить по магазинам без определенной цели
Походы в супермаркет или ТЦ, как правило, сопровождаются конкретной необходимостью. Люди составляют списки покупок, особенно сознательные даже рассчитывают допустимую сумму, которую можно потратить. Если же ты забредаешь в торговые точки, чтобы «поглазеть, чего там нового и интересного», и занимаешься этим часто — это тревожный звоночек.
2. Разговоры о покупках вызывают у тебя чрезмерный восторг
Мамы учили нас, что хвастаться вроде как неприлично. Но жизнь показывает, что если очень хочется, то можно. Главное — в меру и без указания стоимости приобретенной вещи, а то получится совсем некрасиво. Правда, если ты замечаешь, как подруги молча закатывают глаза, слушая очередной феерический рассказ о сумочке, блузке, топе или палетке теней, которыми можно закрыть потребность в одежде и косметике половины населения Африки, — задумайся: вдруг ты шопоголик?
3. Стремишься покупать ненужные вещи
Под «ненужными» подразумеваются не только безделушки, но и вполне полезные товары в чрезмерных количествах. Такой вид шопоголизма называется осознанным, когда покупки в магазине не ограничиваются пунктами списка. Вроде бы актуальной необходимости в конкретной вещи нет, но теоретически она может возникнуть. А если товар еще и со скидкой, то точно надо брать.
4. Любая реклама вызывает у тебя желание потратиться
Многие из нас хотя бы раз становились жертвой маркетинга. Ты добровольно тратишься на бессмысленные вещи, а после задаешься вопросом: «Что это вообще было?» Если красочные ролики и описания чудодейственных свойств крема для лица с «экстрактом пигидия сибирского» почти всегда отключают твой мозг и открывают кошелек — у нас для тебя плохие новости: ты, вероятно, шопоголик.
5. Грустишь, если долго не была в торговом центре
Однообразие жизни — явление не очень приятное, но находить отдушину и развлечение стоит не только в разглядывании витрин. Шопоголикам сложно принять факт, что за неделю их отсутствия в любимом магазине баланс во Вселенной не нарушится. Точно так же, как и количество стоящих вещей в условной Zara не изменится.
Гораздо полезнее, а главное, экономнее потратить время праздношатаний по ТЦ на саморазвитие или развлекательно-познавательный отдых, будь то кино или книги.
6. Любишь утешать себя покупками
Грусть, тоска, экзистенциальный кризис, отсутствие карьерных перспектив и личной жизни — ничто из этого не исправит покупка новой одежды или тостера. Эйфория от приобретения улетучится довольно быстро, а гнетущее ментальное состояние останется.
Все потому, что ты не прикладываешь усилий для изменения ситуации, маскируя лишь следствие, а не устраняя первопричину. К сожалению, «заместительная терапия» шопоголизма жизнь лучше не делает.
7. Чувствуешь дискомфорт, если не тратишь деньги
Эпоха потребления призывает к регулярным тратам. Ведь так можно доказать другим свою успешность, подчеркнуть красоту и статус. Покупаю — значит, могу себе позволить. Вот только мало кто задумывается о рациональности подобных вложений. Набирая корзину в супермаркете только из нужных товаров, ты думаешь, что этого мало, и нужно непременно купить больше.
Во время похода в магазин хорошо бы задуматься, руководствуешься ты действительной необходимостью или демонстрируешь финансовые возможности.
8. Ощущаешь нехватку вещей в заполненном гардеробе
Несмотря на ломящиеся от вещей полки шкафа, некоторые люди продолжают страдать от проблемы «нечего надеть». Усугубляется ситуация в моменты подбора образа. Вряд ли ты лезешь в глубины, чтобы отыскать «тот самый» кардиган или футболку, зачастую выбирая те вещи, что лежат в наиболее доступном месте, и сочетая именно их.
Если вещи регулярно покупаются, а носить все равно нечего, подход к составлению гардероба точно стоит пересмотреть. Возможно, ты не знаешь, как грамотно сочетать то, что уже имеешь, или покупаешь импульсивно, а позже понимаешь, что вещь тебе не идет или не нравится, — а это частая проблема шопоголиков.
9. Регулярно отслеживаешь скидки, желая купить «хоть что-то»
Поиск выгоды и экономия — это безусловное благо и то, что отличает рационального человека от его противоположности. Но и у столь разумного подхода есть крайности. К примеру, ты подписываешься на бесчисленное множество агрегаторов скидок, чтобы всегда быть в курсе привлекательных акций.
Но проблема в том, что ничего из предлагаемого тебе не нужно, и вся мотивация — это банальное «хочу». Конечно, удовлетворять желания важно, но и сопоставлять их с возможностями тоже бы не мешало.
YOKO — это успешная франшиза с минимальными рисками для франчайзи и быстрой окупаемостью. Получай прибыль уже с первого месяца работы, развивая перспективный бизнес, устойчивый к кризису и карантину.