Это называется детской амнезией, интересные факты о которой ты узнаешь из этого материала.
Люди теряют воспоминания постепенно, по мере взросления
Долгое время основным предположением, почему у людей есть детская амнезия, было мнение, что мозг ребенка просто не может формировать длительные воспоминания о событиях до трех-четырех лет.
Но в 1987 году Роберт Шивуш, психолог из США, провел исследование, которое показало, что двухлетние дети обладали яркими воспоминаниями о том, что с ними происходило.
Дополнительные исследования показали, что доступ к памятным моментам стирается в более позднем возрасте. Доктор Патрисия Бауэр из США решила провести эксперимент и понять, когда это происходит.
Трехлетние дети — участники исследования разговаривали с родителями о разных воспоминаниях. А затем, когда они становились старше, исследователи проверяли, помнят ли они об этом.
Выяснилось, что дети семи лет могут вспомнить около 60 % того, что было с ними в младшем возрасте. А вот к восьми и девяти годам с ними осталось менее, чем 40 % воспоминаний.
Патрисия Бауэр предположила, что именно этот возраст является началом детской амнезии. Также она отметила, что, скорее всего, это связано со структурными и нейронными особенностями мозга, которые помогают сохранять воспоминания.
Доктор объяснила, что у детей до четырех лет эти структуры еще незрелые — то есть работают не так эффективно, как у взрослых и детей постарше. Поэтому люди в большинстве случаев не помнят того, что с ними происходило до этого возраста.
Это может быть связано с синаптической обрезкой
Этот процесс возникает в период между ранним детством и взрослой жизнью. В это время мозг удаляет лишние синапсы — структуры, которые обеспечивают передачу сигналов от одних нейронов к другим.
Это делается для того, чтобы избавиться от лишних воспоминаний, которые больше не пригодятся. А также обеспечить эффективную работу мозга по мере того, как люди становятся старше и овладевают более сложной информацией.
Наибольшее количество синапсов в мозге наблюдается в возрасте двух-трех лет. И вскоре после этого пика начинается их удаление. Это и связывают с феноменом детской амнезии.
Амнезия детства может быть связана с вербализацией
Вербализация — это переход от бессознательного, эмоционального и неоформленного содержания сознания к выражению словесно-лингвистических форм.
Когда ребенок переходит от произношения отдельных слов к лучшему овладению языком, он начинает использовать глаголы «запомнить», «забыть» и другие слова, связанные со временем. И чем лучше ребенок вербализует события в то время, как оно произошло, тем скорее он сможет его запомнить.
Американский психолог Кэрол Петерсон в 2005 году провела исследование, которое подтвердило эту теорию. Она опрашивала малышей, которые в возрасте около двух лет были доставлены с травмами в отделение неотложной помощи.
Если во время, пока дети были в больнице, они могли рассказать об этом эпизоде, то воспоминания о нем сохранялись спустя пять лет. А малыши до двух лет, которые не умели связно строить предложения, скорее забывали о том, что произошло.
Кэрол Петерсон сделала вывод, что при детской амнезии скорее теряются довербальные воспоминания — то есть те, которые не были выражены с помощью языка и слов.
На амнезию детства могут влиять особенности культуры и воспитания
В 2003 году доктор Ци Ван из США представила доказательства того, что окружающая среда детства может существенно влиять на автобиографическую память и детскую амнезию.
Она отметила, что на возраст и качество ранних детских воспоминаний влияют как условия и стиль воспитания, так и культурные особенности общества, где растет ребенок.
В своем кросс-культурном исследовании Ван определила различия в памяти между восточной и западной культурными группами.
Команда ученых под ее руководством провела опрос и собрала воспоминания американских и китайских матерей и их детей в возрасте трех-четырех лет. 154 китайским и американским детям был задан ряд вопросов, касающихся ранних воспоминаний, и все это было записано в аудиоформате.
В ходе оценки результатов выяснилось, что в среднем дети в западных странах относительно хорошо помнят события к 3,5 годам. А в азиатских — чуть позже, с разницей в один или несколько месяцев после этого возраста.
К тому же, Ци Ван обнаружила, что и природа воспоминаний варьируется в зависимости от культурных особенностей страны. Воспоминания западных детей были сосредоточены на их личности и эмоционально подробны. А у детей из азиатских стран они были более обобщенными и не слишком сосредоточены на их индивидуальности.
Такие результаты могут быть связаны с разными принципами и методами воспитания, которых придерживаются культуры. Западные страны, как правило, уделяют больше времени социализации. Это и объясняет, почему ранние воспоминания имеют более личный и эмоциональный уклон. А социализация в китайских семьях традиционно происходит позднее, что и приводит к тому, что воспоминания ориентированы на внешние факторы.