Не все так просто. Оказалось, не каждый может на слух отличить действительно хороший звук от посредственного — этот навык в себе нужно развивать. Мы решили разобраться, кого вообще можно назвать аудиофилом и чем хороший звук отличается от плохого. В статье вместе с британским брендом Alive Audio рассказываем, чем отличается аудиофилия и меломания, как на качество песни влияет акустика и оборудование и почему фанаты хорошего звука любят винил.
Кто такие аудиофилы
В словаре нет информации, когда именно появился термин. Можно предположить, что аудиофилы в том или ином виде появились одновременно с музыкой. Когда человек выстругал первую дудочку и выдул из нее мелодию, рядом закатили глаза и попросили не фальшивить.
Утрируем, конечно. Но если заменить свирель на современную технику, суть не изменится: при фальши глаза будут закатывать все так же сильно.
Аудиофилы — люди, которым нравится звук исключительно высокого качества. Обычно они слушают песни на профессиональном оборудовании, предпочитают пользовательские настройки.
Жанр музыки при этом уже не столь важен, хотя у всех аудиофилов, разумеется, тоже есть свои вкусы. Корректнее всего будет утверждать, что почти все аудиофилы — меломаны, но далеко не каждый меломан — аудиофил.
В чем разница между меломаном и аудиофилом
Объясняем на примере. Представь, что песня — это еда в ресторане, например мясо с гарниром. Меломан и аудиофил — критики, но с разными подходами к работе.
Меломан будет оценивать в первую очередь вкус. Он может обращать внимание на текстуру, подачу блюда, даже рассмотреть его с точки зрения культурного бэкграунда. Но общее впечатление и чувство сытости для него важнее нюансов. Высокая кухня меломана вряд ли порадует, скорее вызовет реакцию «и что это было?».
Аудиофил будет оценивать блюдо как самая требовательная версия Гордона Рамзи из всех возможных. Какой сорт картофеля использовали, чем кормили молочного бычка и как ощущается волокнистость мяса, каким рецептом руководствовался повар и в каком вообще состоянии кухня.
«Я не слышу хруста безе, Светлана» — вот наш пациент от мира кулинарии. Не хрустит, хотя должно, значит, и внимания не заслуживает. При этом любить сладкое, чтобы оценивать торты, ему вообще не обязательно.
Так же как ресторанному критику, аудиофилу важно беречь свои рецепторы — только не вкусовые сосочки, а барабанные перепонки. Иначе качество трека и техники теряет вообще всякий смысл. Не способный воспринять всю полноту звука человек не отличит динамики за пять и пятьдесят тысяч рублей.
И да, это не просто понты — у качественного звука есть вполне конкретные критерии.
Что такое качественный звук
В первую очередь это система оценки его точности, разборчивости и достоверности через динамики. Качество звука можно измерить объективно — например с помощью битрейта, и субъективно — ухом.
Задача аудиофила — тренировать свой слух и использовать такую технику, чтобы максимально приблизиться к объективности.
Соответственно, «аудиофильское» оборудование — это микрофоны, наушники и колонки, которые могут воспроизвести звук с минимальным количеством искажений.
Три важных понятия для оценки восприятия звука
- Разрешение — для цифрового звука, количество дискрет на фрагмент трека. Как с пикселями в картинке. Чем их больше, тем выше качество.
- Динамика (макро и микро) — способность системы играть громко и тихо, воспроизводить разницу между инструментами и быстро создавать перепады громкости.
- Натуралистичность — насколько звук из динамиков похож на «живой».
В лексиконе аудиофилов терминов гораздо больше — тональный баланс, эшелонирование, слитности, бриллианс, ламповый и транзисторный звук, — но нам они не нужны. Это нюансы качества, а не киты, на которых оно держится.
Как на качество звука влияет акустика и инструменты
От них зависит, что именно ты услышишь. Музыка не существует в вакууме — прежде чем достичь твоих барабанных перепонок или другого приемника звука, волна проходит достаточно длинный путь: формируется, искажается в воздушном пространстве, где отражается от поверхностей или поглощается ими, потенциально смешивается с другими звуковыми волнами, пока наконец не попадет к тебе.
Доли секунд — но как многое успевает случиться за это время. Замечала, что в комнате с большим количеством мягкой мебели голоса звучат тише, чем в пустых залах? Все потому, что текстиль «съедает» часть звука.
Это не всегда плохо. Например, в профессиональных студиях специально устанавливают панели для поглощения лишних шумов. Они убирают эхо и не дают звуку «сломаться» на его пути к микрофону.
С инструментами — музыкальными или «человеческими» (голосовые связки) — все проще. Исполнено хорошо — звучит хорошо. Фальшиво или с большим количеством шума — метафорическое безе в песне захрустит только в руках бесконечно талантливого звукорежиссера и после магии обработки.
Почему аудиофилы любят аналоговый звук
Потому что он максимально приближен к натуральному — непрерывен во времени, меньше искажается, не теряет глубину при обработке и, как правило, не улучшен искусственно.
Цифровой звук лишь повторяет оригинальную волну как график с координатами. Микропаузы в нем все равно есть, и ухо их улавливает. Чем больше точек — дискрет — тем меньше пауз и тем чище и точнее получается звукопередача.
Это не значит, что аудиофилы не признают цифру. Дискретка в высоком разрешении также котируется — многие поклонники качественного звука искренне фанатеют от современной электронной и экспериментальной музыки.
Также любовь к аналогу не дает никаких поблажек аппаратуре. Аудиофилы не согласны снижать планку требования к качеству. Поэтому, чтобы добиться того самого желанного звука, нужен профессиональный проигрыватель.
Как понять, что проигрыватель профессиональный и порадует аудиофила
Разберемся на примере проигрывателей Twister и Symphony из линейки PRO Alive Audio, они отвечают всем нужным требованиям.
• У проигрывателя должен быть ременной (он же пассиковый) привод. Он позволяет бережно вращать пластинку без резких движений.
• Функция антискейтинга — обязательна. Она не позволяет тонарму слетать с музыкальной дорожки.
• Для точной настройки звучания нужен питч-контроль. Он отвечает за скорость и высоту звука. По этой функции можно определить, что перед тобой профессиональный проигрыватель.
• Встроенные динамики важны не так сильно. Если у проигрывателей есть нужные выходы, подключи собственную аппаратуру. У Twister своих динамиков, например, нет именно по этой причине — можно подключить колонки через Bluetooth или RCA-выходы. В комплектацию Symphony входят внешние динамики на 30 Вт, этого достаточно для высокого качества воспроизведения.
Оба проигрывателя от бренда Alive Audio станут отличным подарком как для начинающих, так и для искушенных аудиофилов. Twister подойдет тем, у кого есть свои колонки и кто хочет максимально функциональный проигрыватель для бережного воспроизведения пластинок любого возраста. Symphony — аудиофилам, которые хотят всего и сразу без необходимости докупать технику дополнительно. Кстати, дополнительно в проигрывателе есть функция оцифровки винила через USB. Аудиофил сможет забрать аналоговый звук с собой куда угодно.
Реклама
ООО «Бизнес Фабрика»
LjN8KGAcp