Опыт и интервью
15 августа, 2017

Часть команды, часть корабля: как я работаю в мужском коллективе

Как завещал Платон, в идеальном обществе мужчины и женщины будут равны и смогут выполнять одну и ту же работу.

Древнегреческий философ Платон завещал: в идеальном обществе мужчины и женщины будут равны и смогут выполнять одну и ту же работу. Женщины уже работают бок о бок с мужчинами и занимают те же должности, но статистика показывает, что до равноправия далеко. Я пообщалась с девушками, которые работают в окружении мужчин, и узнала, как им удается выжить среди руин патриархата.

София, 24 года, автор мужского журнала

С тех пор, как я начала работать, мне всегда приходилось оказываться в исключительно женском коллективе. После нескольких лет упорных трудов я поняла, что такая рабочая атмосфера не по мне. По характеру я открытая и общительная, уверенная в себе и дерзкая. Заводить подруг не стремлюсь, но не потому, что не люблю женщин, а, из-за того, что очень редко нахожу среди них родственную душу. Мне всегда было намного проще общаться с парнями, поэтому у меня много друзей и почти нет подруг.


Сменив работу, я оказалась в смешанном коллективе, где всем управлял мужчина. В то время в редакции было достаточно девушек, но мой отдел состоял исключительно из парней. Через несколько недель работы я преодолела неловкость и поняла, что оказалась в своей тарелке.
Работа у нас творческая, и все мои коллеги — натуры тонкие, с богатым внутренним миром, любят выпить, поговорить по душам и прокрастинировать. Мы быстро нашли общий язык и стали близкими друзьями.
Я — девушка прогрессивных взглядов на жизнь и верю в то, что равноправие необходимо этому обществу. Пусть мои коллеги считают, что женщинам уже давно всё можно, я думаю, что до баланса еще далеко. На этой почве в нашей компании часто звучат шутки о феминистках, женщинах, стремящихся во всем переплюнуть мужчин, а так как я — единственная представительница прекрасного пола в отделе, все пытаются надо мной подшутить, зацепить за живое и посмотреть на реакцию.

Другим женщинам такое поведение может показаться проявлением сексизма и неблагоприятной рабочей атмосферы, но не для меня, так как я знаю, что мои коллеги — парни порядочные и никогда не стали бы намеренно травить меня. В конфликтных ситуациях я всегда могу рассчитывать на то, что обидчик извинится передо мной за то, что перешел границы, и всё снова будет в порядке.
Я и сама часто перехожу черту в общении с мужской половиной офиса, но никто не делает «скидку» на то, что женщина — существо эмоциональное. Меня воспринимают так, как я позволяю это делать.


Прежде чем говорить о неравноправии в рабочей среде, я советую девушкам обратить внимание на то, как они себя ведут.
Я часто встречаю женщин, которые сокрушаются о том, как им нелегко, ведь нужно следить за дресс-кодом, проявлять заботу и внимание, постоянно играть по правилам мужчин, чтобы пробиться вверх. Но правила существуют для всех и касаются они не только внешнего вида.
Самое важное в работе с мужчинами — быть собой, вести себя соответственно ситуации. Не плакать в туалете, а дать обидчику знать, где именно он повел себя как козел и какие отношения сложатся между вами в будущем, если поведение не изменится.

Лилия, 30 лет, менеджер отдела продаж

Мне посчастливилось проработать в мужском коллективе целый год, и мой опыт может служить памяткой для любой женщины, которая хочет выжить и добиться успехов в мужской команде. К сожалению, в нашем обществе всё еще существуют патриархальные понятия, и в деловых компаниях можно столкнуться с четкой иерархией, внести коррективы в которую удается лишь самым искусным. Мне грустно от мысли, что удел женщины в таком мире — быть хитрой, изворотливой, здесь прогнуться, там надавить, скрывать свою настоящую сущность, лишь бы угодить, в то время как мужчина может быть самим собой и проявлять все свои качества свободно, не неся за это ответственности.


Я шла работать менеджером отдела продаж в крупную компанию, где подавляющее количество сотрудников были мужчинами. Суровая реальность «мужского бизнеса» заставила меня прибегнуть к своей природной магии — умению манипулировать желаниями и амбициями других людей.
Мои коллеги оказались инфантильными, а наш офис скорее походил на детский сад, в котором я была воспитательницей. В мои «женские» обязанности входило выслушивать жалобы коллег, наблюдать и даже быть рефери, пока они мерились своими достижениями, сглаживать углы в конфликтных ситуациях и баловать их пирогами, иначе некоторые из них просто не хотели идти на контакт.
Когда меня повысили, в моем подчинении оказалось около 7 парней — отличных профессионалов и капризных женоненавистников, которым не хватало материнской заботы и внимания.

Вместо ежедневного отчета о сделанной работе я слышала оправдания, а иногда даже истерики.

Поставленные мною задачи не обсуждались лично, а терпели шквал унизительной критики в присутствии других коллег.
Тогда я поняла, что была слишком мягкой и внимательной к этим людям, а они пытались выглядеть лучше за счет насмешек над женщиной.

Я перестала идти на уступки и стала штрафовать тех, кто не успевал сдать работу в оговоренный срок, не предупредив меня о возможных задержках или проблемах. Один сотрудник был уволен за то, что нагрубил мне в присутствии босса, и эта ситуация стала показательной для всех остальных. Речи о моем внимании в рабочее или нерабочее время больше не шло, а придраться к моей ответственности было невозможно, потому что пока мои коллеги пытались возвыситься потому, что им повезло родиться мужчинами, я уже успевала продумывать все их действия на несколько шагов вперед.

Женщинам, работающим в мужском коллективе, я советую оставаться жесткими и внимательными к деталям. В большинстве случаев мужчины не представляют угрозы, ведь ими движет жажда власти и внимания окружающих. Если вы научитесь ставить наглецов на место, то вам будет легче психологически. Порядочный мужчина никогда не станет унижать женщину, опираясь лишь на половой признак, он умеет признавать ошибки и слушать чужое мнение, но такие типажи встречаются редко.

Оксана, 31 год, контент-менеджер

Работа в мужском коллективе — сплошное удовольствие, особенно после того, как проработаешь много лет в окружении женщин. Когда я работала техническим специалистом в туристической фирме, наш офис был похож на террариум, где правили королевы драмы, модницы и поклонницы разных диет.


Мне приходилось выживать среди них, так как я не очень разговорчивая и совсем не интересуюсь модой. Меня гнобили за внешность, за стиль, за то, что у меня не было парня, а когда я пыталась поговорить с кем-то, то всегда слышала снисхождение в голосе от тех, кто был старше и опытнее меня.
Сейчас я работаю в мужском коллективе на более креативной должности и с уверенностью могу сказать, что здесь намного лучше. Парни не такие эмоциональные. Если ты просишь кого-то быть потише, это не будет воспринято как личная обида. Они не считают важным обсуждать, кто во что одет и с кем спит, прямо во время обеда, и с ними всегда веселее, чем с девушками.
Мой начальник — мужчина с отличным чувством юмора, поэтому мы часто делаем на работе что-то нестандартное. Во время обеденного перерыва я никогда не покидаю мужской стол, потому что уверена — за женским в очередной раз обсуждают распродажи или йогу, в тонкостях которой не разбираются.

В мужской компании всегда тихо, спокойно, здесь четко выполняют задания, не принимая критику близко к сердцу.

Мой совет — обратите внимание на свое собственное ощущение. Если к вам относятся грубо, необходимо об этом рассказать начальству или же самой постоять за себя, ну а если в мужском коллективе не ужиться, то почему бы не вернуться в женский?

Полина, 25 лет, руководитель отдела разработки

Свой опыт работы я считаю особенным, так как мне не просто приходится руководить коллективом мужчин, а отделом, где работают только программисты — своеобразный народ.
Я всю жизнь работала с программированием, поэтому знаю, каково быть частью коллектива, в котором ты — интроверт с большой буквы «И». Мы никогда не конфликтовали с сотрудниками, а в офисе царила мертвая тишина, как в библиотеке, слышен лишь стук клавиш. Вступать в коммуникацию особенно не приходилось, ведь все задачи поступали через программу.

Но всё изменилось, когда меня повысили, а начальство решило изменить подход к работе с персоналом. Теперь мне приходится устраивать утренние планерки, общаться с коллегами, узнавать о сроках выполнения задач и помогать им с возникающими трудностями. Моя новая должность требует командного тона и лидерских задатков.

Если с последним проблем нет, то расшевелить угрюмых и замкнутых программистов оказалось сложнее. Опираясь на свой опыт, я смогла выработать тактики, которые сработали бы на мне самой, и только так получилось добиться хоть какой-то обратной связи.

Сегодня я понимаю, что совершенно не важно, кто сидит в офисе, мужчина или женщина, важно то, как ты позиционируешь себя.

Если ты жесткий босс, то тебя будут уважать, но можешь забыть о дружеском общении. Если предпочитаешь мягкий подход, то горящие сроки — твоя постоянная забота.

Девушкам, работающим с мужчинами, особенно с теми, чья профессия имеет особые характеристики, я советую научиться входить в положение своих коллег. Когда подчиненные чувствуют, что ты — часть их мира, что сама прошла через это и добилась успеха, им будет проще слушать тебя и обязательно захочется обратиться за советом, а в мужской атмосфере это тождественно успеху.

Любовь, 29 лет, медсестра

Нет более патриархальной сферы, чем медицина, и быть в ней женщиной, занимающей не самую высокую должность — очень сложно.


Я работаю в крупной городской больнице, где мужчины занимают только руководящие должности.
Женщин у нас много, среди них есть как медсестры и санитары, так и квалифицированные врачи с большим опытом. Но мужчина-врач — всегда более ценный сотрудник, чем женщина, ведь их не так много, и заменить практикующего хирурга или онколога на другого врача-мужчину гораздо сложнее, чем найти нового претендента на женскую должность.
У меня много забот, приходится помогать врачам, делать за них всю грязную работу, выслушивать жалобы, а порой даже терпеть надменные взгляды. В самой больнице очень четкая иерархия. Врачи работают и обедают в отдельных, более комфортных помещениях, а для медсестер и санитаров есть небольшая комната, с трудом напоминающая столовую.

Однажды я ассистировала очень уважаемому врачу нашей больницы, опытному диагносту и хирургу. Он работал в платной клинике, поэтому у нас появлялся редко, но стоило персоналу увидеть его фамилию в расписании, как атмосфера резко менялась. Никто не любил с ним сотрудничать, так как этот гениальный мужчина был не очень хорошим человеком.

Часто он позволял себе грубость в отношении коллег, особенно нижестоящих, смотрел надменно и холодно, а если ему задавали вопрос, то отвечал так, словно все, кто его окружал, были безбожно тупыми и неопытными.

Угодить ему было невозможно, перечить тоже. Защититься от его словесного нападения или постоять за себя — значило подставить свою шею под удары начальства и дальнейшее увольнение. Дело в том, что медсестер найти нетрудно, а такой опытный врач приносит очень много пользы больнице. Поэтому если он произносил чью-то фамилию своим фирменным презрительным тоном, то этого человека ждали проблемы.


Я очень люблю свою работу и предпочитаю терпеть заносчивых, но блестящих врачей, чем доказывать им, что я не менее важна. Да, мой пол совершенно не влияет на профессионализм, и если бы меня оскорбили только потому, что я женщина, я бы возмутилась. Дело в другом. Тот врач сможет выполнить мои обязанности, если я вдруг умру во время операции, а вот я его работу — нет.

Такие специалисты падки на тщеславие и гордость за свои умения, ведь они посвятили свою жизнь карьере. Я советую девушкам научиться быть частью команды, понимать, как устроена рабочая иерархия, и не кричать о том, что они достойны большего, а просто работать до тех пор, пока не станут незаменимыми в своей работе.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: