Дело Аниты Хилл и Кларенса Томаса показало, что не все женщины одинаково защищены: цветные не получают от белого комьюнити должного уровня понимания. Более того, возникали новые группы угнетенных и угнетаемых: квир-женщины и трансофобы, лесбиянки и гомофобы. Они существовали и ранее, однако ближе к зарождению третьей волны они стали говорить о себе чаще.
Появлялось все больше вопросов, связанных с гендерной идентичностью, сексуальностью, репрезентацией расы, и нужно было найти ответы на них. Отсюда появилась установка на интерсекциональный феминизм.
Heroine продолжает говорить о течениях в феминизме: в этой статье мы покажем, откуда именно пошла тенденция на пересечения, как это связано с защитой женщин и не только и какие цели у интесекциональных активистов.
Эту статью мы подготовили совместно с ведущими Feminism is the new black — нескучного подкаста о феминизме.
Он стал ответом на угнетение в различных системах
— подчеркивает Крэншоу.
Однако сама концепция существует еще с 19 века. Она рассматривает, как между собой взаимодействуют маркеры человека в обществе, такие как класс, гендер, раса, десспособность или недееспособность, сексуальные предпочтения, касты и другие уровни сегрегации. Иначе говоря, сторонники интерсекциональности, как и Крэншоу, утверждают, что трансфобия, сексизм, гомофобия, расизм и другие концепты взаимодействуют друг с другом и формируют новую систему угнетения.
Изменил традиционный взгляд на феминизм
Он-то и установил, что нет никакого универсального женского опыта, применительного ко всем, кто сталкивается с дискриминацией. Классический «белый» феминизм рассматривал только гендерное ущемление, а ведь успели добавиться новые уровни насилия. Каждый человек, переживавший угнетение, был по-своему уникальным, и таким же являлся его опыт.
Связан и с привилегиями
При этом возникает спорная ситуация — привилегии с дискриминациями, хотя накладываются друг на друга, не отменяют эффекта. Условная женщина, борющаяся за свои права, могла быть белой, но при этом гомосексуальной. То есть она получала больше защиты в обществе как привилегированная по цвету кожи, но при этом подвергалась гонениям как человек с иными сексуальными предпочтениями.
Естественно, что это накладывало отпечаток и на деятельность самих феминисток. Вот что по этому поводу пишет журналистка Telegraph Ава Видал:
Для меня концепция очень проста. Как темнокожая феминистка, я не потворствую Крису Брауну, который избивал Рианну, но я буду возражать, если кто-то охарактеризует его как «черного ублюдка», как это сделала одна белая женщина. Это не значит, что я поддерживаю насилие в семье, хотя меня обвиняли в этом во время дискуссии. Это означает, что я, как и большинство чернокожих женщин, не поддерживаю расизм.
— указывает она в одной из статей.
Он не только про пересечения
При этом интерсекциональность, по словам самой Крэншоу, не только и не столько про идентичности:
Это про то, как определенные структуры делают определенные идентичности следствием и проводником уязвимости. Если вы хотите знать, какое количество пересечений имеет значение, то вам стоит посмотреть на контекст. Что происходит? Какого рода дискриминация осуществляется? Какие политические и институциональные механизмы потворствуют исключению одних групп, но не других?
— заявляет исследовательница на фестивале Women Of The World 2016.
Имеет четко выраженные задачи
- участники обязаны демонстрировать обществу отличительные признаки домашнего и любого другого насилия, с которыми сталкиваются небелые женщины;
- необходимо также выяснять истинные причины, почему принятые властями антирасистские или феминистские законы оказываются неэффективными;
- членам движения следует препятствовать образованию стереотипов о меньшинствах, которые на самом деле не имеют ничего общего с реальностью.
Не стоит вдаваться и в другую крайность — полагать, что тем людям, у кого изначально оказалось больше привилегий, жилось лучше и им не приходилось вкладывать силы в достижение результатов. Возможно, им было легче, чем кому-либо, однако внутри своей категории привилегированные слои также сталкиваются с дискриминацией уже другого толка.
Интерсекциональность работает и в другую сторону: создает площадку, на которой изначально недопонятые или ущемленные слои могут открыто выразить свое недовольство и найти способ, чтобы справиться с дискриминацией.
Недавно на PodBean начал выходить интересный подкаст о современном феминизме Feminism is the new black. В каждом эпизоде обсуждаются сложные и уязвимые темы, которые волнуют любую современную девушку: мода, бодипозитив, секс и страхи в отношениях, женская дружба и зависть, бизнес, эмоциональное выгорание и осознанное потребление.Ведут его Катя и Ксюша, digital-специалисты из Дублина. Нередко девушки приглашают гостей. В последний раз эта была Тоня — менеджер команды продаж в компании Google и основатель комьюнити Green Dublin. Речь шла об осознанной моде, вреде синтетической одежды и о том, что может сделать каждая из нас, чтобы позаботиться об экологии.
Диалоги девушек, в частности о вере в неограниченный потенциал женщин, вдохновляют. Если ты находишься в жизненном тупике или не знаешь, чем себя занять этим вечером, то Feminism is the new black — как раз то, что нужно. Информацию о предстоящих эпизодах и отрывки их диалогов ведущих можно просматривать в инстаграм-подкаста @feminism_is_the_new_black.