Симона родилась в 1908 в буржуазной французской семье. С детства отличалась тонким умом и проницательностью, впечатляя даже собственного отца. Он писал: Симона думает, как мужчина. Она окончила Сорбонну и, исследуя социум, встретилась с Сартром, писателем-экзистенциалистом, с которым прожила дальнейшие 50 лет. Пара значительно повлияла на мышление друг друга и выпускаемые работы, и оба получили признание за свои нестандартные решения, в том числе за решение избегать моногамии. Сегодня я предлагаю вспомнить несколько лучших цитат родоначальницы современного феминизма.
Современной женщине, женщине свободной, преуспевающей нахрен оно сдалось, сердце.
У меня всегда вызывало раздражение, когда в ходе отвлеченной дискуссии кто-нибудь из мужчин говорил мне: «Вы так думаете, потому что вы женщина». Но я знала, что единственное, что я могла сказать в свою защиту: «Я так думаю, потому что это правда», устраняя тем самым собственную субъективность. И речи не могло быть о том, чтобы ответить: «А вы думаете по-другому, потому что вы мужчина», ибо так уж заведено, что быть мужчиной не значит обладать особой спецификой.— Психоаналитики определяют мужчину как человеческое существо, а женщину — как самку. Каждый раз, когда женщина поступает, как человеческое существо, они говорят, что она подражает мужчине.
Воображая себя этаким дарителем, освободителем, искупителем, мужчина желает еще и порабощения женщины; ведь чтобы разбудить Спящую Красавицу, надо, чтобы она спала; чтобы были пленные принцессы, нужны людоеды и драконы. Между тем, чем больше мужчине по душе трудные подвиги, тем больше удовольствия он получит, предоставив женщине независимость. Побеждать заманчивее, чем освобождать или дарить.
Каждая по-настоящему влюбленная женщина — в большей или меньшей степени параноик.
Говорят, что найти мужа — это искусство; удерживать его — это профессия.— Странный парадокс заключается в том, что чувственный мир, окружающий мужчину, состоит из мягкости, нежности, приветливости — словом, он живет в женском мире, тогда как женщина бьется в суровом и жестком мире мужчины.
Гомосексуальность по своей природе так же ограничена, как и гетеросексуальность: идеальный человек должен обладать способностью любить как женщину, так и мужчину — человека вообще, не сковывая себя ни страхом, ни обязательствами.— Вопреки расхожему мнению, любовь занимает не так уж много места в жизни женщины. Ее муж, дети, дом, удовольствия, тщеславие, светские и сексуальные отношения, продвижение по социальной лестнице значат для нее гораздо больше.
Чтобы влюбиться, женщине порой достаточно проявления любви. Девушка смотрит на себя глазами мужчины.
Считать, что для женщины ребенок — это ее особое самовыражение, преимущественная реализация, даже и неверно; можно слышать, как с легкостью говорят о женщине, что она кокетка, часто меняет любовников, стремится к власти потому, что у нее «нет детей»; сексуальная жизнь женщины, цели, которые она ставит перед собой в жизни, то, что она считает важным, ценным, значительным, к чему стремится, видимо, вполне заменяют ребенка. На самом деле мы имеем здесь самую элементарную неточность или недобросовестность, некорректность выражения: с тем же правом мы можем сказать, что по той причине, что женщине не повезло в любви, что у нее нет никаких занятий в жизни, ее сексуальные потребности не удовлетворены, она хочет заиметь ребенка. Распространенный псевдонатурализм скрывает вполне определенную, специально разработанную социальную мораль. Она оформлена словесно как рекламный лозунг: ребенок — это высшая цель для женщины.— Любовники, которые хотят принадлежать лишь друг другу, не могут остаться в живых: они умрут со скуки.
Женщина по природе своей лишена уроков насилия. Ее физическая слабость склоняет ее к пассивности. Пуская в ход кулаки и одерживая победу, мальчик убеждается в том, что может постоять за себя. У девушки отсутствие подобной убежденности не компенсируется ничем: ни активными занятиями спортом, ни какими-либо приключениями, ни гордостью за одоленные препятствия.
Как-то у принцессы Меттерних спросили, в каком возрасте женщина перестает быть женщиной, и ее плоть замолкает, не терзая ее больше. «Я не знаю, – ответила она, – мне всего шестьдесят пять лет».
Уверенные в себе женщины рассчитывают, что книга или картина получатся удачными без всяких усилий с их стороны, робкие – теряются от малейшей критики. Женщины не понимают, что ошибка может способствовать успеху, и считают ее такой же непоправимой катастрофой, как и пробелы в образовании. Они нередко отличаются обидчивостью, которая им сильно вредит.— Иногда даже бывает непонятно, готовит ли хозяйка для мужа, или же муж существует для того, чтобы поедать приготовленные ею блюда. Из всех этих мифов глубже всех запал в мужские сердца миф о женской «тайне». У него множество преимуществ. Прежде всего он позволяет запросто объяснить все то, что кажется необъяснимым; мужчина, «не понимающий» женщину, счастлив подменить субъективный недостаток объективной помехой; вместо того чтобы признать свое невежество, он считает, что вне его существует какая-то тайна: вот и готово алиби, которое одновременно тешит лень и тщеславие. Таким образом влюбленное сердце избегает немалых разочарований: если возлюбленная капризна, а речи ее глупы, все оправдывает тайна.