Образ жизни

Что на самом деле имеют в виду дети, когда говорят, что им скучно

0
Дети часто жалуются на скуку, особенно во время каникул. Это вовсе не говорит о лени или отсутствии мотивации, зато может сообщить кое-что полезное о потребностях ребенка и ваших с ним отношениях. Рассказываем, что может скрываться за детскими жалобами на скуку и как на них реагировать.

Скука — это хорошо или плохо?

Скуку часто воспринимают как что-то негативное, с чем непременно нужно бороться. Однако психологи и социологи советуют не придавать этому чувству особой эмоциональной окраски, ведь на деле скука — это не хорошо и не плохо.

Это все равно, что спрашивать: «Хорошо или плохо то, что ты недоволен тем, как обстоят дела?». Это может привести к изобретениям или медицинским открытиям, а может вызвать психологические страдания.

— говорит генеральный директор платформы по раннему образованию Дипаншу Пандита в интервью изданию Popsugar.

Что может иметь в виду ребенок, когда говорит: «Мне скучно»

Порой за жалобами на скуку скрываются совсем другие эмоции, просто дети не знают, как именно их выразить или не могут осознать, что конкретно их беспокоит. Вот, в каких случаях ребенок может говорить, что ему скучно.

Он устал

У ребенка дошкольного возраста недостаточно сформированная психика, чтобы в момент усталости осознать, что он утомлен и просто пойти отдыхать. Из-за перенапряжения интерес к обычным играм уже утерян, на новые нет сил, ребенок не знает, что с этим делать,  и начинает капризничать. Иногда достаточно дать ему отдохнуть, и он вновь вернется к привычной деятельности с прежним воодушевлением.

Ему не хватает вашего внимания


Слово «скучно» можно истолковать и как «мне одиноко, обратите на меня внимание». В этом случае предлагать ребенку другие игры бессмысленно — он нуждается в контакте с родителями, а не в развлечениях.

Стоит отложить дела и пообщаться с детьми, обнять их, посидеть рядом. Часто большего и не требуется, но если ребенок не унимается, можно на время стать его партнером по играм, а когда он достаточно увлечется — удалиться.

Действительно потерял интерес

Порой скука — это просто скука. Она возникает, когда у ребенка забрали любимый iPad или он устал от многообразия игрушек. В случае с гаджетами стоит знакомить детей с ними как можно позже и давать на строго ограниченное время. А чтобы игрушки не приедались, лучше на время убирать часть из них, чтобы достать в скучные времена и дать ребенку новые впечатления.

Читать по теме:Образ жизниИди поиграй: как научить ребенка развлекать себя самостоятельно

Как реагировать на жалобы на скуку

Попробуй узнать, что он на самом деле пытается сказать

Попроси ребенка объяснить, что он имеет в виду, когда говорит, что ему скучно. Возможно, в ходе разговора ты выяснишь, в чем настоящая причина такого настроения.

Постарайся найти причинно-следственные связи, например, дети заскучали потому, что им запретили пользоваться компьютером или завели домой с улицы, где им еще хотелось играть. Снимать установленные ограничения из-за жалоб на скуку, конечно, не стоит, но ты хотя бы будешь понимать, как действовать дальше.

Не спеши предлагать ему занятия

Не стоит, услышав жалобу, сразу предлагать ребенку альтернативы досуга. Со скукой часто сталкиваются дети, которые привыкли жить в загруженном графике — школа, секции, кружки. А внезапно лишившись всех привычных дел, например, во время каникул, дети не знают, чем себя занять попросту потому, что не научились этому: родители всегда решали за них проблему досуга.

Позволь ребенку какое-то время побыть наедине со своими эмоциями, оставайся рядом, но не вмешивайся. Предложи подумать, чем бы он хотел заняться, пусть попробует разные развлечения и выберет лучшее или сочинит новое. Это поможет развить в ребенке самостоятельность и естественное следование своим интересам.

Не отрицай его эмоции, но мягко помоги с ними справиться

Чего точно не стоит делать — отрицать эмоции ребенка, говоря: «О какой скуке идет речь, когда у тебя столько игрушек?», или стыдить его за них словами «Как ты можешь жаловаться на скуку, у тебя же все есть?!». Это не поможет ему одуматься и вдруг заинтересоваться чем-то, но вызовет дополнительные негативные эмоции и заставит закрыться.

Лучше поддержи ребенка, поговори с ним, скажи, что тебе жаль, что он так себя чувствует. После можешь мягко предложить альтернативы, но не злись, если он отказывается от них, и не заставляй заниматься чем-то против воли. Закончились идеи — так и скажи ему, а затем предложи подумать самому.