Что такое эффект аудитории
Под этим термином, который иногда также называют эффектом Зайонца, понимают влияние присутствия посторонних людей на поведение человека. Он возникает, когда человек видит или просто подозревает, что кто-то другой наблюдает за ним.
Суть эффекта аудитории в том, что присутствие других людей оказывает на нас определенное влияние, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Например, если человек выполняет перед наблюдателями задачу, которая уже хорошо знакома ему, скорее всего, эффект аудитории только улучшит его производительность.
При этом реакция людей на аудиторию меняется в зависимости от их личностных особенностей, уровня развития, культурного фона и наличия клинического диагноза.
Впервые об эффекте аудитории заговорили в 1920 году, когда Флойд Генри Оллпорт — американский психолог, изучал вопрос того, почему иногда присутствие других людей улучшает нашу деятельность, а иногда — ухудшает ее. Однако, ученому не удалось ответить на вопрос, при каких условиях возникает социальное торможение или фасилитация — ситуация, когда пребывание в присутствии других людей улучшает выполнение индивидуальных задач.
Чуть позже, в 1965 году, исследования в этой области продолжил Роберт Зайонц. Именно он впервые теоретически обосновал эффект аудитории и вывел формулу поведения, согласно которой присутствие других людей для индивида становится сильным источником общего возбуждения. Ученый также сделал вывод о том, что повышение возбуждения улучшает выполнение простых задач и ухудшает решение сложных.
Почему мы меняем поведение, когда на нас смотрят
Роберт Зайонц считал, что активное наблюдение за человеком приводит к физиологическим изменениям, которые влияют на его деятельность и моторные навыки, из-за того, что он начинает испытывать возбуждение. Это связано с тем, что мозг и тело активируются сильнее обычного, чтобы человек смог проявить адаптивное поведение.
При этом, когда человек понимает, что за его деятельностью кто-то наблюдает, он осознает, что это может повлиять на эффективность его работы и возможность совершить ошибку. Это оказывает воздействие на его самооценку и, как следствие, на конечный результат работы.
То, с чем связан тот факт, что мы меняем поведение, когда на нас смотрят, ученые связывают с различными когнитивными процессами. Например, с желанием человека представить окружающими свою публичную личность либо с коммуникацией, которая предполагает, что все, что люди делают на публике, — это часть социального инстинкта.
Эксперименты, которые проводили ученые, изучавшие эффект аудитории, показали, что не каждый наблюдатель или аудитория способны оказывать на поведение человека сильное влияние. Уровень этого влияния варьируется от того, насколько наблюдатель кажется человеку, выполняющему определенные действия, компетентным в этой области.
Кроме того, эффект аудитории усиливается, если человек понимает, что за ним наблюдает не один, а сразу несколько человек. При этом результативность из-за этого может как повыситься, так и значительно снизиться.
Некоторые исследования также подтверждают, что влияние аудитории особенно усиливается, если человек, который ощущает его, работает над решением новой для себя или сложной задачи.
Эксперимент, подтверждающий эффект аудитории
Одним из самых ярких исследований, подтвердивших эффект Зайонца, стал эксперимент, в котором приняли участие 45 студентов-мужчин. Перед ними была поставлена четкая и вполне простая задача — переодеться. При этом экспериментальную ситуацию разработали таким образом, чтобы студенты поверили, что переодевание — это второстепенная часть более серьезного эксперимента.
Каждый участник эксперимента должен быть снять свою обувь, надеть новые носки поверх собственных, затем обуться и надеть лабораторный халат. При этом мужчин разделили на 2 группы. За одними внимательно наблюдал человек, сидевший в углу комнаты. Другие переодевались в полном одиночестве и не подозревали, что за ними наблюдают. В комнате с другими испытуемыми находились люди, которые не обращали на них внимания и выполняли собственные задачи.
Результаты исследования показали, что для того, чтобы испытуемые изменили свое поведение, достаточно было присутствия хотя бы одного постороннего человека в комнате. Интересно, что процесс переодевания у тех, за кем ассистенты наблюдали в открытую, занял больше времени, чем у тех, кто о наблюдателях не подозревал.
Читать по теме:Эффект доктора Фокса: как заставить людей поверить во что угодно