Что такое медленная мода
Феноменом нулевых стала быстрая мода, которая подталкивала людей следить за модной индустрией, постоянно быть в тренде и скупать вещи популярных брендов. Возник большой спрос на масс-маркеты, которые быстро откликались на покупательский запрос и давали возможность купить трендовую вещь по доступной цене, пока та еще не вышла из моды. Такая погоня за модой привела к тому, что люди стали покупать вещи в большом количестве, не придавая им особого значения, а потом также избавлялись от них. Темпы производства увеличивались, а ненужную одежду не успевали перерабатывать на свалках.
Брендам стало выгодно производить вещи невысокого качества, которые служат недолго и не выдерживают большое количество стирок. Именно медленная мода показала обществу воздействие швейной промышленности на окружающую среду. Движение зародилось еще в прошлом столетии, однако, окончательно его принципы сформировались к 2007 году. Тогда термин направлению дала экоактивистка и журналистка Кейт Флетчер. Она противопоставила масс-маркету концепцию медленной моды, которая призывала людей отказаться от бездумного потребления и следования быстро проходящим трендам.
Концепция диктовала новый подход к потреблению — покупка только качественных функциональных вещей, производство которых не вредит окружающей среде.
Принципы медленной моды
Медленная мода строится на принципе многократного использования вещей и бережного использования ресурсов планеты. С каждым годом появляется все больше адептов движения, которые призывают окружающих покупать только необходимые вещи и отдавать ненужную одежду на переработку, где ей дадут вторую жизнь. Некоторые крупные сетевые магазины присоединяются к движению, помогают экоорганизациям и устанавливают контейнеры для сбора старых вещей и отправки их на переработку. Однако, повлиять на экологическую ситуацию возможно, когда в процессе участвует большое количество людей. Вот основные принципы, которые продвигает медленная мода в обществе:
- Отказ от одноразовых вещей — выбор в пользу дорогих, но более качественных, которые будут носиться дольше.
- Одежда в собственном неповторимом стиле, а не следование сезонным трендам.
- Универсальный и практичный фасон вещей.
- Предпочтение локальным небольшим производителям, а не масс-маркету.
- Приветствуется ручная работа, пошив одежды в ателье по индивидуальным меркам.
- Обдуманные покупки, которые действительно тебе необходимы.
- Покупки в секонд-хендах и винтажных магазинах.
- Выбор в пользу уникальных и качественных аксессуаров для разнообразия гардероба.
- Жертвование ненужной одежды на благотворительность или ее переработка и правильная утилизация.
- Выбор одежды из экологичных материалов, производство которых не вредит окружающей среде.
- Бережное отношение к одежде, самостоятельное производство и починка вещей. Даже если вещь порвалась, ты сама можешь дать ей вторую жизнь.
- Замедление темпов потребления — покупка вещей реже и в меньших количествах.
Медленная мода стремится замедлить индустрию и сфокусировать ее внимание на качестве продукции. Главная задача осознанного потребления — перевести акцент на личность человека, которая отражается в его уникальном гардеробе, где каждая вещь продумана, долговечна и отлично подходит. Для этого достаточно минимум универсальных вещей, отлично сочетающихся между собой. При этом концепция не стремится ограничить количество вещей в гардеробе — их может быть много. Главное, чтобы все они носились и были долговечными.
Почему бизнес поддерживает концепцию медленной моды
Со стороны бизнеса концепция медленной моды кажется невыгодной — лучше продать человеку несколько некачественных вещей, которые он будет обновлять, чем одну, которую он будет носить долго. Принципы медленной моды подводят к тому, что прибыль крупных магазинов будет сокращаться, а производством займутся либо местные бренды, либо сами покупатели. Мы решили поговорить с экспертами компании Goroshek, чтобы выяснить почему они выбрали такую стратегию для своего бренда:
Сейчас все тренды направлены на то, чтобы фактуры от сезона к сезону не менялись. Цветовые решения тоже очень консервативны — если и есть некие изменения, то они скорее в оттенках, нежели в самих цветах. У людей также меняется потребительская корзина. Для многих сейчас слепо следовать моде, тратить безумные деньги на вещи — моветон в какой-то степени. Поэтому рациональное, разумное потребление становится новым девизом общества.
Наша концепция очень перекликается с медленной модой, потому что мы аксессуарная компания. Мы понимаем, что люди всегда ищут что-то новое и стремятся к изменениям. Новизна востребована. Как ты можешь обновить свой гардероб? Как минимум, с помощью аксессуаров, которые освежат и дополнят образ, создадут в нем яркие акценты. Например, можно заказать элегантный зонт от нашего бренда Jonas Hanway или добавить красок с помощью палантина от бренда Russian Look. Любой аксессуар, который мы предлагаем нашим клиентам, вполне может разбавить старый образ. Мы полностью поддерживаем тенденцию медленной моды.
Рост экологических проблем в мире заставил общество задуматься о массовом потреблении вещей. Все больше адептов медленной моды призывают крупные компании снизить темпы производства, отказаться от загрязняющей продукции и сосредоточиться на качестве вещей. Множество дизайнеров уже примкнули к концепции медленной моды и создают свои коллекции из переработанных материалов. Например, компания Goroshek создает очки из переработанного пластика.
Популярность этого движения подтверждают сами потребители. Все чаще в крупных городах проходят гаражные распродажи, где можно купить почти новые вещи дешевле, чем в магазинах. Люди приходят на них, чтобы продать одежду, купленную необдуманно. Благодаря таким мероприятиям человек меняет свое отношение к вещам и переосмысливает моду. Мы приходим к тому, что молниеносные тренды нас интересуют все меньше, а вот собственный уникальный стиль — больше. Чем больше людей поменяет свое отношение к потреблению, тем выше вероятность, что крупные игроки моды заметят потребности клиентов и изменят направления своих компаний.