О том, в чем он заключается и как избежать его в своих делах, узнаешь из этого материала.
Что такое эффект велосипедного сарая
Этот эффект с забавным названием основывается на законе тривиальности Сирила Норткотома Паркинсона, который был описан в 1957 году. Он наглядно показал эффект на вымышленном примере работы строительного комитета, которому было необходимо согласовать проект постройки атомной электростанции.
Всего обсуждение строилось на трех пунктах:
- постройке электростанции;
- установке велосипедного сарая;
- предложении по годовому бюджету кофе для работников.
Аспекты постройки и конструкции электростанции были приняты быстро и вскользь. Это было слишком сложно для того, чтобы вникать в детали и уделить внимание каждой из них. Человек, который разбирался в теме, предлагал свои идеи по усовершенствованию проекта. Однако, остальные участники обсуждать их отказались.
Дискуссия быстро перешла к сараю для велосипедов. В этом вопросе она длилась дольше, в обсуждении принимали участие больше людей. Членам комитета было удобнее и проще высказывать свою точку зрения, так как многие из них ездили на велосипедах или просто знали, как выглядит сарай для этого транспорта.
В пункте про бюджет кофе все участники обсуждения почувствовали себя экспертами. Каждый высказывал свое мнение и предложения.
В итоге время для обсуждения проекта электростанции закончилось. Комитету пришлось провести дополнительные собрания для того, чтобы до конца решить этот вопрос.
Почему мы сталкиваемся с этим эффектом
Эффект велосипедного сарая выражается в том, что мы подсознательно предпочитаем уделять больше времени вещам, которые нам знакомы и просты для обсуждения, чем сложным, требующим внимания и поиска информации.
Когда что-то находится вне зоны нашего понимания и опыта, как постройка атомной электростанции, мы даже не пытаемся сформировать свое мнение об этом.
Когда нам что-то почти понятно, то есть мы имеем общие сведения или немного информации, чувствуем себя обязанными иметь свое мнение или высказать его, чтобы не выглядеть глупо. Мы хотим показать, что разбираемся в этой теме, даже если лишь косвенно сталкивались с ней в прошлом. Это наглядно демонстрирует, почему много участников комитета включились в обсуждение велосипедного сарая.
А если мы уверены в том, что обсуждаем, то склонны уделять этому больше времени и размышлений. Как в случае с комитетом и закупкам кофе.
К другим причинам, почему эффект велосипедного сарая плотно укоренился в нашей жизни, относятся особенности поведения и личности. Люди, которые испытывают страх ошибиться или что-то потерять, склонны использовать этот эффект, как защитный механизм от столкновения со своими триггерами. Им легче сконцентрироваться на знакомом, чем рискнуть и разобраться в сложном. Например, в большинстве случаев они будут продолжать копить наличные, чем открыть вклад, потому что в его условиях нужно разобраться.
Как эффект проявляется в повседневной жизни
В прошлом пункте мы привели пример с банковским вкладом и страхом рискнуть. Но с эффектом велосипедного сарая можно столкнуться и в других аспектах нашей жизни.
Представь, что для домашнего офиса тебе необходимо купить компьютер, а заодно блокноты и ручки. Если ты совсем не разбираешься в технике, то будешь долго откладывать просмотр объявлений и попытки вникнуть в специфические термины и описание важных характеристик.
Зато на сайте с блокнотами и ручками ты проведешь по-настоящему много времени. Потому что ты знаешь, что тебе нужен твердый переплет, мелованная бумага и гелевая паста, которая не размазывается. А еще уверена в том, что на обложке должен быть пейзаж или абстракция.
Конечно, искать подходящий блокнот и ручки будет гораздо проще и приятнее, чем изучать новую информацию. Но если поддаться эффекту велосипедного сарая, можно столкнуться с его негативными последствиями. Например, не успеть приобрести компьютер в срок. Или купить неподходящий только из-за того, что времени для изучения его особенностей было недостаточно.
Как избежать эффекта велосипедного сарая
Чтобы правильно распределять время на сложные и простые задачи, важно научиться ставить четкие цели. Они должны быть конкретными. Чтобы этого добиться, полезно заранее готовить вопросы, на которые тебе предстоит ответить в ходе обсуждения или решения задачи в одиночку.
Рассмотрим на примере покупки компьютера. Вот краткий список вопросов, в которых тебе нужно будет разобраться:
- удобнее будет ноутбук или стационарный компьютер;
- какая диагональ монитора будет для тебя комфортной;
- какой объем памяти будет необходим и так далее.
К тому же, стоит выделять разным целям разное время. Если задача сложная, установи себе тайминг в один-два часа. А если она связана с тем, в чем ты разбираешься, то чуть меньше. Используй остановленное время для решения одной задачи, не отвлекаясь на другие из списка дел.