Культура
14 сентября, 2020

Гедонизм и диско: что нужно знать о культовом нью-йоркском клубе Studio 54

Ночной клуб, вошедший в историю нью-йоркского андеграунда.
Клуб «Студия 54» просуществовал в статусе культового места меньше трех лет, но за это время успел стать легендарным и навсегда остался в истории клубной культуры Нью-Йорка. Здесь проходили самые сумасшедшие вечеринки, гостями которых были разные люди: от величайших звезд до никому не известных фриков. Рассказываем, что нужно знать о феномене «Студии 54».

Бывший театр, превращенный в Гоморру

Здание, в котором расположится клуб, построили в 1927 г. До 1943 г. оно использовалось как театр, а затем перешло к телестудии.

В 1976 г. Стив Рубелл и Ян Шрагер решаются на то, о чем подумывали многие предприимчивые люди Нью-Йорка: переоборудуют бывший театр в клуб. Название «Студия 54» сложилось из номера улицы, на которой расположен клуб, и его прошлого предназначения.

Гости, прибывшие на открытие нового заведения в апреле 1977 г., обнаружили просторный клуб с большой танцевальной площадкой, балконом со столиками для гостей, зеркальным баром. На третьем этаже была «резиновая комната»: помещение, обтянутое каучуком для того, чтобы его было проще мыть после всего, что там происходит.

Для вип-гостей у клуба были отдельные комнаты, в которых именитые посетители могли приватно заниматься чем угодно. В общем, «Студия 54» предоставляла весь необходимый антураж для того, чтобы предаваться веселью и разврату.

Клуб славился жестким фейсконтролем

Одно из самых ярких воспоминаний о «Студии 54» от очевидцев — жесткий фейсконтроль. Дело не в том, что в клуб допускались только привилегированные персоны. Шрагер и Рубелл стремились создать уникальное сочетание гостей и особенную атмосферу для каждой вечеринки.

Наша политика была жёсткая, мы тщательно отбирали своих посетителей. Нам хотелось воссоздать этакое уникальное слияние разношёрстной публики из богачей и бедняков, геев и лесби, подростков и стариков… Именно подобного рода консистенция и порождает ту самую невероятную химию!

— рассказывал позже Ян Шрагер в одном из интервью.

Благодаря этому «Студия 54» запомнилась как первый непредвзятый и толерантный к сексуальным меньшинствам и социальному статусу клуб. Он стал одним из немногих мест, где дружелюбно относились к транс-людям и гомосексуалистам.

На фейсконтроле отказать могли любому человеку, независимо от звездного статуса или внешнего вида. Как говорил о клубе его завсегдатай Энди Уорхол,

Ключом к успеху «Студии 54» является то, что это диктатура у дверей и демократия на танцполе.

Порой строгий отбор на входе приводил посетителей в бешенство. Один раз кто-то попытался протаранить вход в клуб на авто. Другой смельчак решил проникнуть в здание через вентиляционные трубы в альпинистском снаряжении, которое, правда, не спасло его от падения и переломов.

Читать по теме:Назад в 80-е: почему мы ностальгируем по временам, которых не застали

Излюбленное место звезд

Строгий фейсконтроль только усиливал притягательность «Студии 54». Среди постоянных посетителей клуба был весь цвет Голливуда: Сильвестр Сталлоне, Элтон Джон, Элизабет Тейлор, Майкл Джексон, Кельвин Кляйн, Джиа Каранджи, Мадонна, Лайза Минелли, Мик Джаггер, Дональд Трамп и другие знаменитости. «Отметиться» в «Студии 54» должен был каждый, кто стремился в нью-йоркскую тусовку.

Одной из самых ярких посетительниц «Студии 54» стала 77-летняя Салли Липпман. За яркую внешность и безудержные танцы ее быстро полюбили посетители клуба, дав ей прозвище «Диско Салли». Она вносила еще больше разнообразия в и без того эклектичный контингент заведения.

Гедонизм как философия клуба

«Студия 54» привлекала не только интересным контингентом, но и атмосферой абсолютной свободы и декаданса. ВИЧ еще не обнаружили, поэтому наркотики и беспорядочный секс были неотъемлемой частью культуры клуба. Здесь царили вседозволенность, дикое веселье, вечный праздник на фоне общих депрессивных настроений в Америке того времени.

В «Студии 54» проходили самые яркие вечеринки города, рассказы о которых со временем превратились в легенды. Все помнят день рождения Бьянки Джаггер, когда она выехала на танцпол на белоснежном скакуне; праздник в честь кантри-певицы Долли Партон, когда клуб превратили в ферму с тюками сена и животными, свободно разгуливающими по заведению. Карл Лагерфельд устраивал в «Студии 54» вечеринку в стиле 18 в. при свечах, с персоналом в платье придворных и напудренных париках. Джанкарло Джамметти устроил в клубе цирковое представление для своего делового партнера модельера Валентино. В качестве декораций было цирковое кольцо с русалками на трапециях, а костюмы взяли у Феллини, который использовал их в своем фильме «Клоуны».

Конец эпохи «Студии 54»

Лучшие времена «Студии 54» закончились в 1980 г. Ранее, в конце 1978 г., в клуб ворвались агенты налоговой службы и изъяли оттуда пачки незадекларированных купюр и кокаин. Шрагеру и Рубеллу предъявили обвинение в сокрытии налогов. Разбирательство длилось больше года, все это время вечеринки продолжались. В 1980 г. владельцы клуба наконец признали свою вину, закатили прощальную вечеринку и отправились в тюрьму на 13 месяцев.

У «Студии 54» появились новые владельцы, но былой славы клубу было уже не вернуть: люди узнали об угрозе СПИДа, и наркотрипы со случайными сексуальными связями потеряли былой шарм, да и эпоха диско подходила к концу.

Читать по теме:Как смерть итальянского фотографа положила конец эпохе «героинового шика»

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: