Опыт и интервью

Через всю Россию на автомобиле: Анна Полякова о том, как совмещать работу с жаждой путешествий

1

0Одиночное путешествие на машине — это удивительный опыт, позволяющий исследовать не только красоту этого мира, но и самые потаенные глубины собственной души. Но даже в таком приключении существует множество бытовых трудностей, вызовов и преодолений. Мы пообщались с Анной Поляковой — 23-хлетней девушкой из Краснодара, решившейся на соло-путешествие по России на своем собственном автомобиле.

Анна не боится трудностей, поэтому ставит для себя высокие цели и стремится покорить самые непростые маршруты. Интересно то, что за рулем путешественница всего 1 год и 9 месяцев, но это не останавливает ее от новых странствий. Мы задали Анне несколько вопросов относительно ее образа жизни и выяснили, какой опыт могут дать человеку путешествия.

Почему вы решили отправиться путешествовать?


02

Меня немного удивляет этот вопрос. Многие люди любят именно так проводить отпуск — в поездках. Разница лишь в том, что большинство передвигается на самолете, а я на автомобиле. Честно говоря, мне банально скучно просто десантироваться в точку Б и сидеть там неделю. То, от чего я ловлю кайф – это именно дорога, сам процесс переезда из А в Б. Конечный пункт назначения существует лишь для того, чтобы в дороге была цель.

В последний раз я выбрала цель как можно дальше, чтобы дорога не закончилась через неделю, когда я только разогрелась. И этой целью был Магадан, последняя точка, до которой можно доехать на машине (и то не всегда). Это не Владивосток, как многие думают. Проехать по Колыме и Лене куда сложнее и дальше (на 2000км). Но до Магадана я так и не доехала, остановилась в Якутске. Немного жалею сейчас, но тогда я была слишком физически вымотана, при этом поджимала работа. Большую роль сыграла как раз работа, если бы у меня была неделя отпуска, я бы доехала.

Расскажите о трудностях, которые случались с вами во время пути, и как Вы с ними справились?

Трудностей было много, но с каждой новой, более сложной, предыдущие кажутся мелочью. Как правило справиться с ними помогали другие люди. В марте я застряла в сугробе в городе Кандалакша (Кольский полуостров), на помощь мне собралась добрая половина гаражного кооператива, что находилась по соседству. Они вытащили меня тросом (и то, осилила это не первая машина, пришедшая на помощь). До их вмешательства я пыталась выкопать сузуки из сугроба маленькой саперной лопаткой (за неимением ничего другого).

Под Иркутском я столкнулась с самым сильным в своей жизни туманом. Я не верила, что такое бывает, когда ты, включив фары на самый максимум, видишь только одну черточку разделительной полосы перед собой и больше ничего.

Ни обочины, ни встречных автомобилей (до тех пор, пока они не окажутся у тебя перед носом). В такой ситуации нельзя было даже свернуть к обочине и дождаться утра. Бояться, паниковать, расстраиваться и так далее в такой ситуации не имеет никакого смысла. Я просто ехала со скоростью 5 км/ч и старалась быть максимально внимательной и бдительной. Когда чувствовала, что засыпаю, читала наизусть «Лесного царя» и «Вересковый мед». Так что есть польза от школьной программы!

Также в процессе были некоторые поломки, связанные с тем, что автомобиль мой всё же не так молод и слишком многое за свою жизнь повидал. Но тут всё банально: спасали автосервисы, которые я находила в новых городах. А также слабоумие и отвага. Например, в Красноярске нужно было ждать необходимую деталь от 2 недель до месяца и в Иркутск я ехала, в сущности, на половине двигателя.

Влияет ли на ваше путешествие такой небольшой стаж вождения?


4

До зимы 2016 года максимальное расстояние, на которое я ездила — 100 километров. До ближайшего к моему городу моря или гор. В январе я поехала в Санкт-Петербург и взяла там напрокат автомобиль. Это был Фольксваген Джетта. На нем мы с подругой поехали в Выборг, но по пути попали в сильную метель, свернули не туда и на горной дороге в метели попали в сильный занос.

Наверное, только тогда мне было страшно за всё время моих катаний. Никогда больше не было. Машину кидало от одной обочины к другой и так длилось довольно долго, минуты 4. Но в этих условиях они казались бесконечностью. Испугалась я после того, как машина выровнялась. Ты слишком занят дорогой для того, чтобы в голове оставалось место для страха. После этого я поняла, что смогу. И поехала в Мурманск. Нет ничего сложного в езде по трассе и опыт тут играет далеко не решающее значение. Удача и выносливость — другой вопрос.

Не мешает ли такой выбор другим сферам вашей жизни: работе, семье, интересам?

Работу я совмещаю с дорогой. Это вообще ни разу не легко. В первую поездку я вставала в 4-5 утра, ехала километров 300-500, остаток дня работала и в 10 вечера отключалась. Я работаю удаленно, поэтому такой вариант возможен.

Когда я ездила в Якутию, я какой-то период времени (несколько недель у меня смазались в один бесконечный день из-за этого) спала по 2-3 часа, а иногда не спала сутками. В 9 утра по Москве я начинала работать, в 10 заканчивала. Спала где-то до часу ночи и ехала дальше. Не буду врать, пару раз были эпизоды, что меня вырубало. Я просто садилась на диван и отключалась прямо в рабочее время. Мне очень стыдно, я потом просыпалась и дорабатывала, чтобы мои поездки никак, даже минимально не отражались на моей работе. Это важно.

Интересам такие катания мешать не могут, они и есть мой интерес. Жаль только, что не хватает ни моральных, ни физических сил на спорт. Я занимаюсь фитнесом и плаванием. Восполняю эти пробелы по приезду.

Почему вы путешествуете в одиночку?

Я не хочу ни под кого подстраиваться. Я не хочу смотреть православный храм, не хочу останавливаться там, где не хочу. Мне не жалко провести 2 дня без сна, не вставая с сидения, потому что мне здорово. Я пью кофеек и слушаю музыку, которую хочется, останавливаюсь где хочу, когда хочу и на столько, на сколько хочется, а потом иду гулять так, как мне хочется.

Я могу быть 100% эгоисткой, и это здорово.

Ну и плюс мой рабочий график. Мало кому захочется со мной в путешествии поработать часов 10 за компьютером, ведь попутчик, скорее всего, взял отпуск и хочет развлекаться с утра до вечера. Когда ты едешь один, ты командуешь парадом. На все 100%, и это мне нравится.

В какие места России вы бы посоветовали отправиться нашим читателям?

Ну моя абсолютная любовь – это Карелия и Кольский полуостров. До них достаточно несложно добраться из западной части России, там хорошие дороги, много заправок, гостиниц и кафе для остановок. Относительно той же Якутии, например. Отмечу: одна заправка на 200 километров – это много! Так что меньше половины бака в автомобиле лучше не оставлять. Ну и там действительно невероятно красиво, это место ни на что не похоже. Для любителей южных направлений (я не из них) — Краснодарский край и Грузия. Здесь много вкусной еды, красивых пейзажей, (которые стремительно меняются один за другим, а не как в Сибири – шестой день едешь и вокруг тайга) и здесь отличные дороги. В восточном направлении – Алтай. Чуйский тракт – это музей природы, а не трасса. Но именно в республику Алтай, в Алтайском крае примечательного мало.

Расскажите о самом запоминающемся эпизоде из ваших странствий?

Эпизод произошел в городе Рабочеостровске, Кемская область, Карелия. В этом городе находится заброшенная церковь – ее показывали в фильме «Остров». Собственно, из-за фильма я туда и поехала, интересно было посмотреть. В марте в Карелии еще много снега, а в Рабочеостровске достаточно удручающе. Такая типа «русская безысходность». Я доехала до церкви, но было не ясно, как до нее добраться от берега. Тут из сарая вышел мальчик лет 12. Ваня. Он спросил, нужна ли мне экскурсия, и я согласилась.

— Ну, только, это, — говорит Ваня и хитро щурится.
— Сколько?
— 250 рублей!

Я сторговалась до 200, чтобы не выглядеть богачкой, которая сходу готовится расстаться с этой суммой (мало ли, я одна, и места мне не знакомые).

И Ваня провел меня к церкви прямо по Белому морю, как поморский Моисей, зная, где лед достаточно толстый, чтобы не провалиться. Также он заверил меня, что у него есть отвертка в кармане, так что, если провалимся, не утонем (отверткой протыкается лед над головой, чтобы можно было зацепиться за скользкую поверхность).

Он рассказывал мне про сумасшедших отшельников, живших на острове, потусторонние силы, которые живут тут после войны, и про множество смертей в каменных тюрьмах. Отшельники, например, с местными воевали, один уплыл на Соловецкие острова, а второй сжег мост, который вел к церкви, так как боялся «духов». Духами он считал местных жителей. Потусторонних баек про затухающие свечки и загробный вой по ночам тоже было много. Этими моментами Ваня аргументировал то, почему никто не ночует в церкви, только около нее летом палатку ставят.

В целом, это было очень атмосферно и здорово — погулять час с этим Ваней. В дороге я особо не общаюсь с людьми, у меня нет такой цели. Но это было здорово. Куда лучше, чем нудный экскурсовод с заученными фразами. Ваня наверняка тоже приукрашивал рассказы, например, про тех же духов рассказать приезжим – милое дело. Но смотреть, как ребенок скачет по белому морю, проверяя тонкость льда на пути к каменной тюрьме (был тонкий, не пошли туда) – это ни с чем не сравнимые ощущения.

Было много интересных эпизодов, но этот запомнился больше всего.

Не влияет ли такая жизнь на здоровье физическое и психологическое?

Влияет, конечно. 14—16 часов в день за рулем — это смерть спине, это закостеневшие плечи, это несгибающиеся колени. В кровь по очереди поступают лошадиные дозы адреналина и кортизола, ты мало спишь.

Ты не регулярно ешь и зачастую просто перекусываешь где-то за 5 минут и двигаешься дальше. Ты пьешь литры кофе.

И физически, и психологически это достаточно тяжело. Но мне это нравится.

Есть ли какие-то хитрости/советы о том, как сделать жизнь максимально комфортной во время дорожных поездок?

Тут все индивидуально. Для меня комфорт = наличие денег. За деньги ты чинишь машину на автосервисе, ешь в нормальном заведении, спишь в нормальном номере в гостинице, покупаешь себе прикольные штуки в новых местах, кофе на заправке и прочее.

Расскажите про самое необычное блюдо, которое Вам удалось попробовать? Можете ли рассказать, как его готовить?

Мой отец родом из Карелии рассказывал мне про строганину. Мне всегда было интересно ее попробовать. Это тонкие, почти прозрачные ломтики сырой мороженной свежей рыбы, приправленные солью, перцем и лимонным соком (последнее, вроде как, не особо каноничный ингредиент). Вот и всё приготовление.

Распространенное блюдо с такого вида приготовлением строганины – салат «Индигирка». Его я ела в Якутии и, как ни странно, в Калининграде. Что удивительно, в Калининграде он показался вкуснее, чем на исторической родине. Думаю, готовить такое имеет смысл только из местной рыбы в регионе, в котором живешь. Потому что рыба должна быть очень свежая. В идеале: красная и белая в равных пропорциях.

Чему вы научились за все время путешествий?

Честно? Отвечать на рабочую почту за рулем и наливать жидкость для электронной сигареты в бак, пока едешь. Безумно полезные навыки, наверное. Ну а так все прокачивается: умение общаться с дорожной полицией, например.

Ну и в целом ты сразу становишься королевой самостоятельности: никто за тебя не найдет дядю-автомастера, нужную для автомобиля деталь, маршрут и прочее.

Ах да, навык езды по бездорожью еще. Когда я ехала в обратную сторону, мне всё было нипочем. Даже когда я нечаянно съехала на трассу Урал-Северо-Запад от Екатеринбурга в Питер. Которую пока только строят, и по факту дорога там была только участками.

Какой предстает наша страна в глазах путешественницы?

Я люблю нашу страну и всегда любила. Потому и предстает она прекрасной, многогранной и… огромной! Пожалуйста, трижды подумайте, прежде чем назвать сибиряков земляками. От Новосибирска до Красноярска больше, чем от Питера до Москвы. Вы же не зовете земляками их? Вот и с Сибирью осторожнее. Там другие расстояния совершенно. Это нереально огромное пространство, это не понять, пока не окажешься там. Пока не проедешь километров 700, не встретив ни одного населённого пункта кроме 1—2 полузаброшенных поселков.

Куда вы планируете ехать дальше?

Увы, не везде у нас можно ездить на автомобиле. Мне бы очень хотелось к Карскому морю и на Чукотку, но туда я, если повезет, смогу съездить лет через 40 на машине. А без нее не хочется. Думаю, побывать на Камчатке и в этом Магадане, чтобы он укором не был до конца жизни. Но в следующий раз я туда прилечу и возьму в аренду машину, чтобы кататься. Или нет, не знаю. По крайней мере на восток я пока снова ехать не готова, это действительно долгое путешествие. А на ближайшее время планы у меня на какие-то северные страны Европы на автомобиле. Ещё Архангельск. Марий Эл, Коми. В общем, есть ещё куда поехать, когда снова захочется. Пока выбираю.

Что бы вы могли посоветовать тем, кто до сих пор не открыл для себя прелесть путешествий на автомобиле?

Открыть для себя те путешествия, которые будут действительно приносить удовольствие. На автомобиле нравится не всем. Иногда мне говорят: «Ой, возьми меня с собой в следующий раз!». Я отвечаю «Ага», а сама понимаю, что не возьму. Потому что мне хорошо 12 часов в день сидеть за рулем, а для кого-то это сущий ад и трата времени. Если хотите попробовать — не берите слишком большие расстояния. Прикиньте для себя темп, в котором комфортно, места, в которых интересно. Может быть, такой досуг будет просто не по вкусу. А вам еще обратно возвращаться! Природные достопримечательности родного региона — самое то для того, чтобы определиться.