Любовь к фильмам в стране без кинематографа
То, что произошло с Хаифой аль-Мансур, было бы невозможно в большинстве семей в Саудовской Аравии. Дочь известного саудовского поэта Абдул-Рахмана аль-Мансура, она жила вместе с 11 братьями и сестрами. Дети получили либеральное для арабской страны воспитание. Отец показывал девочке видеофильмы с Джеки Чаном в то время, как во всей стране были запрещены кинотеатры.
Во время исламского возрождения 1980-ых годов власти Саудовской Аравии закрыли все кинотеатры в стране. Причиной запрета на публичный показ фильмов стало недовольство консервативной религиозной части общества. С тех пор, чтобы посмотреть кино на большом экране, жителям приходилось ехать в соседний Бахрейн.
Первый за 35 лет публичный показ фильма состоялся в январе этого года в рамках новой экономической программы страны. Но Хаифе удалось стать известным кинорежиссером задолго до этого.
При поддержке отца Хаифа получила степень бакалавра по сравнительному литературоведению в американском университете в Каире. Затем продолжила образование в Сиднейском университете, окончив его со степенью магистра по режиссуре и киноведению.
Хаифа обретает голос
Хаифа начала с короткометражных фильмов. Главными героями были в основном ее братья и сестры. Как рассказывает режиссер, сначала она относилась к этому, как к хобби. Никаких возможностей для создания полноценного фильма в их стране женщина не имела.
— вспоминает она.
Тем не менее, один из фильмов – «Единственный выход» — получил премии фестивалей ОАЭ и Нидерландов. Следом была документальная лента о скрытых сторонах жизни арабских женщин. Фильм показали на 17 международных кинофестивалях.
Не все относились к творчеству Хаифы так благосклонно, как международные кинокритики. Ее фильм «Женщины без тени», снятый в 2005 году, вызвал много негативных отзывов среди консерваторов и был назван богохульным. Отцу режиссера присылали жуткие угрозы, одна из которых:
Трудности девушку не остановили:
«Важджа»: фильм, который помог женщинам сесть на велосипеды
И Хаифа сделала. В 2012 году она представила полнометражный фильм «Ваджда» — уникальный в своем роде. Это первый полнометражный фильм женщины-режиссера и первый художественный фильм, снятый полностью на территории Саудовской Аравии. Такое стало возможным при поддержке продюсерской компании прогрессивного принца Аль-Валида – одного из членов саудовского королевского дома.
Картина, как и другие работы Хаифы, затронула тему гендерного неравенства, а именно – запрет женщинам ездить на велосипеде. Главная героиня – девочка, которая мечтает о таком же велике, как у соседского мальчика. Ваджда долго копит, а затем выигрывает в школьном конкурсе на знание Корана, где главный приз – крупная сумма денег. Когда выясняется, на что она хочет потратить выигрыш, его отдают на благотворительность от имени Ваджды.
Как рассказывает Хаифа, найти зарубежное финансирование на фильм было сложно – никто не верил в простую историю о девочке и велосипеде. В теме прав женщин всем хотелось видеть изнасилования и убийства. Хаифа всегда была против того, чтобы сгущать краски:
Снять фильм в Саудовской Аравии — серьезный вызов. В стране женщинам запрещено работать на одной территории с мужчинами. Всем съемочным процессом Хаифе приходилось руководить из закрытого фургона, следя за происходящим по монитору и общаясь со съемочной группой по радиосвязи.
Фильм получил ряд кинопремий и стал первой картиной, выдвинутой на «Оскар» от Саудовской Аравии за всю историю страны. Важнее всех кинопремий стало возобновление дискуссии о запрете на женское катание на велосипеде. Через год закон был смягчен, как считают многие, под влиянием фильма Хаифы. Правда, женщины по-прежнему довольно ограничены — могут кататься лишь в развлекательных целях, а не использовать велосипед как транспорт для перемещения, обязаны ездить в сопровождении мужчины и быть одетыми в соответствии с исламским дресс-кодом.
«Чтобы добиться равноправия, женщины должны бросить вызов»
Сегодня Хаифа аль-Мансур – самая влиятельная персона саудовского кинематографа. Теперь ее саму приглашают в жюри престижных международных кинопремий.
В прошлом году Хаифа покорила Голливуд с фильмом «Красавица для чудовища» с Эль Фаннинг в главной роли. Как рассказывает режиссер, европейский мир кинематографии тоже не очень дружелюбен к женщинам. Ей непросто найти мужчин в свою команду, потому что до сих пор немногие готовы работать под женским руководством.
Хаифа не задавалась целью снимать фильмы только о женщинах, но именно эти истории кажутся ей по-настоящему важными. Отчасти потому, что в них она узнает себя.
В ближайших планах Хаифы – фильм «Счастье в волосах» для Netflix. Он расскажет об афроамериканке, которая не может принять свою внешность и пытается соответствовать европейским стандартам красоты – худоба, прямые волосы. В фильм войдут и документальные съемки.
Также Хаифа планирует снять еще один фильм на территории Саудовской Аравии. Несмотря на болезненное отношение жителей страны ко многим вопросам, Хаифа уверенна – их нужно затронуть и рассказать миру важные истории о женщинах.