Мы перенимаем привычки и пристрастия
Джона Бергер, профессор маркетинга из США, в своей книге «Невидимое влияние: скрытые силы, формирующие поведение» рассказал о том, что люди часто перенимают от окружающих привычки и предпочтения. К такому выводу он пришел после того, как провел исследование социального влияния среди владельцев автомобилей BMW. Джона говорит:
Джона Бергер опросил других владельцев BMW о том, что повлияло на их выбор при покупке автомобиля. При этом необходимо было отметить свой личный опыт приобретения машины и опыт знакомых. Примечательно, что люди отмечали социальное влияние в анкетах про окружающих, но не придавали ему значения в своих собственных. Они просто не замечали, что мнение их друзей или общественные стереотипы, вроде того, что успешные юристы предпочитают BMW, отражались на них самих.
Джона Бергер сделал вывод, что люди склонны бессознательно подражать тем, с кем общаются, поэтому перенимают их привычки и взгляды на жизнь. Но в то же время они хотят отличаться от своих друзей, поэтому даже схожие приобретенные черты все равно являются уникальными.
Также согласно исследованию, проведенному доктором Кэтрин Урберг в 1997 году, люди, которые общались с теми, кто курит или употребляет алкоголь, сами были склонны иметь аналогичные привычки. Это объясняется эффектом социальной близости. Согласно этой концепции, чем дольше времени ты проводишь с людьми, имеющими определенные привычки, тем скорее станешь поступать аналогичным образом.
Вырабатываем качества, которые нравятся окружающим
В психологии есть понятие «эффект Микеланджело». Чаще всего он заметен в отношениях с романтическими партнерами, но нередко возникает и при общении с близкими друзьями. Эффект заключается в том, что человек оказывает на партнера или друга влияние, которое помогает развивать черты «идеального я». Это качества, которые тот, кто оказывает влияние, считает предпочтительными для самого себя.
Американский психолог Диана Киршнер отмечает, что этот эффект помогает строить крепкие отношения и расти в них как личность. Но он работает только в том случае, если партнер или друг человека осознает, что качества, которые другой считает наилучшими, импонируют ему самому. К примеру, он понимает, что ему не хватает общительности, которая нравится друзьям, и старается ее развивать. Причем делать он это может как сознательно, так и нет.
Таким образом, те, с кем ты состоишь в отношениях или дружишь, могут помогать развивать тебе определенные качества личности. При этом ты не всегда можешь уловить это влияние.
Получаем опыт, который влияет на будущие отношения
По словам психолога Лесли Беккер-Фелпс, опыт общения во многом определяет то, как ты будешь строить социальные связи в будущем. К примеру, предательство близкого друга может сделать человека закрытым и недоверчивым. А люди, которые долго были одиноки и необщительны, значительно меняются после того, как встречают человека, которому начинают доверять. Они становятся более открытыми и меняют взгляд на социальные взаимодействия.
Скорее пойдем на финансовые риски, если мало общаемся с людьми
Согласно исследованию, опубликованному в журнале Consumer Research в 2013 году, люди, которым не хватает социальных взаимосвязей, скорее идут на финансовые риски. А те, кто часто общается с приятелями и друзьями, наоборот, не отличаются такой чертой.
Ученые объяснили, что склонность к финансовым рискам повышается, если человек чувствует себя одиноким или отвергнутым.
Примечательно, что люди, которые часто переживают негативные эмоции, также склонны к неоправданному расточительству. Так бывает, когда приходится общаться с токсичными знакомыми или теми, кто заражает тебя стрессом. Стоит тщательно выбирать тех, с кем будешь общаться. Это важно не только для ментального здоровья, но и для сохранения финансов.
Читать по теме:Может ли привычка хранить чужие секреты вредить здоровью