Культура, Кино и книги

Как менялся образ супергероинь в массовой культуре

1
В массовой культуре можно часто встретить синдром Тринити — явление в книге или кино, когда показываемая девушка крута и практически всесильна. Правда, она не может всего, на что способен центральный персонаж, который потом ее и спасает.

Видение супергероинь и их отображение менялось, и связано это не только со стереотипами о женщинах. Heroine расскажет о важных этапах появления женщин в комиксах и объяснит, почему раньше девицы были в беде, а сейчас стали едва ли не иконами феминизма.

В начале было слово, и это слово — сексизм

Комиксы долгое время оставались индустрией, где работали преимущественно мужчины, по сути, создававшие истории для себя. Вполне логично, что поначалу девушки в комиксах либо не показывались вообще, либо находились на позиции тех, кто нуждается в помощи.

Хотя первая женщина именно в амплуа супергероини появилась примерно в то же время, что и Бэтмен с Суперменом, ее образ местами был нелогичен, а сам персонаж продержался недолго. Давай посмотрим на знаковых персонажей со сверхсилой 20 века, чтобы убедиться в том, что зачастую их личности были проработаны поверхностно.

Женщина в Красном: первая классическая супергероиня

В конце 30-х издательство DC начало публиковать Action Comics — линейку о Супермене — и Detective Comics, повествующую о Бэтмене. В первом уже была девушка, являвшаяся частью основного каста, — Лоис Лейн, возлюбленная, а затем и жена криптонца. Во втором же с женщинами и вовсе было туго.

Примерно такая же ситуация наблюдалась в произведениях, которые потом станут частью вселенной Marvel. В историях о Капитане Америке, появившихся в 1941 году, вообще не рассказывалось о той, кто нравился Стиву Роджерсу. С другой стороны, этот проект был создан исключительно для поднятия боевого духа американских солдат, а на войне места нет ни женщинам, ни любви.

Между зарисовками о накачанных мужчинах в обтягивающих костюмах вклинился комикс о Женщине в Красном, и назывался он Fantomah/Woman in Red. Его создали в 1940 году для линейки Thrilling Comics. Главная героиня Пегги Аллен была полицейской под прикрытием: она работала на месте преступления в образе медсестры или горничной и попутно гонялась за преступниками в… алой маске, ярко-красном платье и на каблуках. Видимо, в 40-е годы авторы не задумывались о логике скрытного режима — спасибо, что вообще ввели сильного женского персонажа. Каждый случай Пегги решала, прибегая к дедукции, атлетическим навыкам и готовности в решающий момент схватиться за пистолет. Были в ее арсенале и такие вещицы, как перьевая ручка со слезоточивым газом — отдельный лайк сценаристам за то, что те не показывали исконно феминные инструменты для борьбы. Другим супергероиням повезло в этом плане меньше.

Чудо-Женщина: призвана бороться со злом, применяя женские особенности характера

Создавая образ Дианы, психолог и теоретик феминизма Уильям Марстон желал сделать ее сильной, но вместе с тем побеждающей врагов при помощи любви и доброты, и затем отмечал следующее:

Девочки не хотят быть девочками, пока им недостает мощи, силы, власти. Они отказываются от нежности, покорности, миролюбивости, присущей хорошим женщинам. Сильные женские качества считаются слабыми и презираются, и потому очевидно, что нужно создать женского персонажа с силой, как у Супермена, но с шармом, словно у хорошей и красивой девушки.

— писал Марстон в журнале «Американский ученый».

Его рассуждения не вписываются в рамки нынешней повестки. Нет смысла делить качества и характеры на мужские и женские, а условные 80 лет назад это было важно: типовая американская жена, особенно в военное время, была воплощением одной из составляющих американской мечты. Ей полагалось следить за домом, воспитывать детей и мужа, оставаться привлекательной. Чудо-Женщина выбивалась из этой концепции, но не совсем.

Она, дитя амазонок с Темискиры, вобрала в себя порой взаимоисключающие качества: наказывала преступников и сражалась со злом, но нередко показывалась слабой: любой бондажист позавидует тому, как часто ее связывают по ходу сюжета. Являлась иконой феминизма того времени, но объективировалась — просто взгляни на ее образ. Сейчас он пересмотрен, не в последнюю очередь благодаря комиксистам-женщинам, к этому мы еще вернемся.

Бэтвумен: героиня, призванная развеять сплетни

Она во многом стала калькой на Бэтмена: как и Брюс Уэйн, была наследницей богатого дома, одевалась похожим образом и тоже боролась с преступностью. Казалось бы, нормальный женский персонаж! Однако ее создатели Эдмонд Гамильтон и Шелдон Молдоф задумались о введении Бэтвумен исключительно для того, чтобы опровергнуть слухи о гомосексуальности Бэтмена. Потом ее и вовсе убрали из серии и упомянули, что на самом деле героини не существовало. Правда, уже в нашем веке женщину снова вернули к рисованной жизни. Бэтвумен обладала привлекательной внешностью, предпочитала яркий образ и пользовалась стереотипно женским оружием, скрытым в пудреннице, губной помаде, браслетах. Вот что бывает с героинями, которых создают во второй половине 20 века сценаристы-мужчины.

Читать по теме:Культура, Кино и книги5 необычных фильмов, снятых по комиксам

Что происходит сейчас

Если коротко — сценаристы начинают понимать, что супергероем может быть каждый человек, даже если он не обладает физической мощью или относится к меньшинствам. Появились новые персонажи, представляющие те слои населения, о которых раньше предпочитали молчать. О старых героях тоже не забыли: их истории адаптировали под нынешние реалии. Вспомним о самых знаковых девочках и женщинах, а заодно взглянем, как именно изменились прежние образы.

Джин Грей стала предвестником тренда

Хотя персонаж был придуман еще в 60-х, он задал тенденцию на отображение сильных девушек. Джин стала единственной женщиной в оригинальной команде «Людей-Икс». Она умела управлять мыслями людей, создавать силовое поле и перемещать предметы — немыслимая роскошь для тех времен. Уже в 20 веке ее позиционировали как всемогущего Феникса: девушка несколько раз едва не умирала, и даже если смерть настигала ее, Джин возрождалась. Потенциал героини был колоссален, что совсем не укладывалось в традиционные представления о девушках.

Надо сказать, что Marvel Comics под управлением Стэна Ли создавали на редкость хороших персонажей, что занимательно само по себе: в ту пору издатели столкнулись с «Кодексом комиксов» — запрещенными для показа темами. В историях не должны были фигурировать злодеи, вызывающие сочувствие, смерть героев, вредные привычки даже в осуждающем контексте. Создавать сценарии, которые будут интересны не только детям, оказывалось сложно. Однако Ли и его коллега Стив Дитко нашли решение: сперва занялись более тщательной проработкой персонажей, а затем и игнорированием стандартов «Кодекса».

Издатели переделали Мисс Марвел и Капитан Марвел

Они относятся к одной линейке в современных перезапусках. О Капитане ты могла слышать после одноименной экранизации, а вот нынешняя Мисс знакома только фанатам, а зря.

Изначально комиксы о Кэрол Денверс в амплуа супергероини существовали еще в 20 веке. В них девушка объективировалась во всю — чего стоит только костюм. Она постоянно попадала в передряги, из которых ее спасал Мар-Велл, и едва ли не становилась жертвой изнасилования. Сюжеты 80-х подвергались жесткой критике, и «зеленый свет» истории о Денверс получили только в 2012 году. Здесь женщина стала такой, какой мы привыкли ее видеть: колкой, саркастичной, решительной и порывистой. В перезапуске, как и в оригинальных комиксах, она также получила суперсилу от инопланетянина, однако не пользовалась лишь ею. Денверс прибегала в решении задач к острому уму, хорошей физической подготовке и знаниям военной техники.

Подопечная Кэрол — новая Мисс Марвел по имени Камала Хан — это и вовсе невиданный ранее образ супергероини: она школьница, мусульманка, не обладает традиционной для супергероинь красотой и при этом спасает мир от угроз. Комиксы о ней затрагивают множество тем: от проблем переходного возраста до стремления сочетать в своей жизни традиции предков и удобство современности. Примечательно и то, что перед Камалой не ставят типичных задач: ей, как стереотипной женщине, не нужно вступать в отношения и жертвовать супергеройской карьерой, не стоит подчеркивать свою мощь откровенным образом: Хан вполне комфортно и в костюме, характерном для народов Южной Азии.

Авторы Чудо-Женщины и Бэтвумен тоже не остались в стороне

В 2006 году DC возродили линейку о Бэтвумен и глубже проработали биографию. Кейт Кейн — так зовут женщину — стала еврейского происхождения. Вдобавок сценаристы прописали, что Кейн — лесбиянка, и с этим связана одна из сюжетных линий: Бэтвумен плохо рассталась с бывшей партнеркой, но все равно продолжала любить ее и приглядывала за девушкой, спасая временами из передряг.

Адаптировали для нового поколения и комиксы о Чудо-Женщине: Лори Холз Андерсон, Шенон и Дин Хейл, Луиза Симонсон расскажут о детстве Дианы и основных трудностях, через которые девочке пришлось пройти. Сценаристы отмечают, что образ супергероини всегда вдохновлял их, однако о том, что именно сформировало Чудо-Женщину как борца со злом, почти не рассказывалось. Команда готовит комикс к релизу, чтобы восполнить этот пробел.


Получается, изначально супергероинь вводили в сюжет лишь для того, чтобы привлечь к чтению еще больше мужчин: девушки часто становились заложницами обстоятельств, объективировались и при всей врожденной дедукции и силе вынуждены были оставаться всего лишь очаровательными образами. Хотя в 20 веке сам факт их существования был своего рода революцией, сейчас же истории о них если не оскорбляют, то отображают персонажей посредственно, базируясь на типичных представлениях о девушках.

До совершенства индустрии далеко, это факт. Однако стараниями нового поколения комиксистов женщин-супергероев становится больше: одна из протеже Железного Человека — темнокожая девушка-технарь, в историях о Черной Пантере девушки воюют наравне со всеми, Тор в свое время обрел фем-версию. При этом характеры персонажей прорабатываются тщательней, показывая читателю не просто миловидную девицу, но достойный пример для подражания.