Культура

Как появились тамагочи и почему к ним так привязались дети 90-х

0
В честь 25-летия тамагочи компания Bandai представила на прошлой неделе обновленную версию игрушки. Теперь она напоминает фитнес-часы, у нее цветной дисплей и сенсорный экран, с помощью которого пользователь может погладить своего питомца. Tamagotchi Smart — так называется устройство — поступит в продажу в ноябре.

Еще в конце 90-х и начале нулевых тамагочи были мечтой миллионов детей по всему миру. Потом о них забыли, а сейчас виртуальные питомцы снова покоряют планету. Рассказываем, как они появились и чем примечательны.

Их придумала учительница

Идея карманных питомцев пришла в 1996 году преподавательнице Аки Маите. Женщина жила в крошечной квартире и не могла завести домашнее животное — а ей хотелось о ком-то заботиться. Однажды во время просмотра телевизора Маита подумала, что все дети хотят оживить свои игрушки.

Аки стала развивать свою мысль дальше. Так она придумала инопланетных существ, спрятанных в яйцах: оболочка оберегала их от угроз. Нечто подобное за 10 лет до нее изобрел и запатентовал предприниматель Акихиро Йокой. Только его питомцы были бессмертными. Майта хотела же, чтобы ее звери больше походили на реальных. Кроме того, если виртуальный зверь не может умереть, то он практически не представляет для пользователя никакой ценности. С этой мыслью стартапер и учительница объединились, чтобы создать революционную игрушку.

Поначалу Акихиро хотел сделать тамагочи в виде часов, однако компания Bandai остановилась на формате брелока для ключей: он оказался более ходовым среди детей. За эту разработку Йокоя и Маиту наградили в 1997-м Шнобелевской премией, назвав их отцом и матерью тамагочи.

Название игрушки является соединением японского слова tamago и английского watch. Его можно перевести как «‎яйцо, за которым нужно следить». Кроме того, слово «‎тамагочи» созвучно с японским tomodachi — «‎друг». В наименование игрушки закладывался весь смысл устройства: питомец вылуплялся, а затем о нем нужно было заботиться, пока он не умрет от старости. Правда, не все виртуальные звери доживали до этого момента.

Дети слишком сильно привязывались к тамагочи

Настолько , что оплакивали их смерть, словно у них погибали реальные питомцы. Дело в том, что зачастую с тамагочи играли дети дошкольного возраста либо те, кто учился в начальных классах. Родители не всегда успевали им рассказать о том, что такое смерть и почему близкие не могут жить вечно.

Сперва факт, что виртуальные питомцы умирали (в некоторых версиях улетали на родную планету и возвращались через месяц) поразил детей и заставил обеспокоиться взрослых. Появился «‎эффект тамагочи‎»: пользователи слишком сильно привязывались к игрушкам и не могли пережить их утрату.

Во всем мире находились дети, которые устраивали похороны своим тамагочи. На юге Англии даже есть небольшое кладбище для мини-консолей, куда в свое время приезжали скорбящие пользователи с самых дальних уголков света.

Позже тамагочи научили родителей говорить с детьми о смерти. Руководство Bandai хоть и отрицало, что виртуальные питомцы умирают насовсем, все же запускало эпизоды рекламного аниме, связанные со смертью.

Другие учителя на дух не переносили эти игрушки

«‎Эффект тамагочи» смущал не только растерянных родителей, но и преподавателей. Дети проводили за игрушками все время, ведь им постоянно требовались уход и забота. Их покупали в невероятных количествах: к 2017 году Bandai продали 82 миллиона яиц — и речь идет только об оригинальных тамагочи. Кроме них, пользователи охотно приобретали и реплики подешевле.

Учителям в США приходилось даже выдавать детям памятки, запрещающие брать с собой виртуальных питомцев — об этом в 1997-м писало издание Baltimore Sun. Отчасти это было связано с сильным отчаянием школьников, у которых умирали тамагочи: их не могла успокоить даже школьная медсестра.

О тамагочи быстро забыли и так же скоро вспомнили

К 1998 году Bandai сообщили о резком спаде продаж — во многом на это повлиял запрет на использование игрушки в школах. Кроме того, пользователи быстро разочаровывались в тамагочи, ведь те умирали, стоило их хоть раз не помыть или не покормить.

Тем не менее, компания постоянно создавала новые дизайны игрушки и вводила новые функции. Так, после 2004-го появилась возможность играть со своими друзьями, соединяя тамагочи по ИК-порту. Питомцы могли веселиться, жениться и даже обзаводиться потомством. В 2013-м компания запустила приложение для iPhone. В 2017-м состоялся ребрендинг: игрушки обрели крупный цветной дисплей и более обтекаемый корпус.

Хотя о тамагочи как таковом надолго забыли — они повлияли на всю игровую индустрию. Благодаря их влиянию появились симуляторы вроде «‎Говорящий кот Том‎», игрушки Furby, робопсы AIBO. Позже о тамагочи вспоминали в основном ценители ретро-игрушек и ностальгирующие по детству без смартфонов — на них и направлены нововведения Bandai.

Читать по теме:Образ жизниПочему мы так любим сериалы 90-х и ждем их перезапуска