Что такое «героиновый шик»
К началу 90-ых употребление наркотиков перестает быть маргинальным занятием. Согласно исследованию Substance Use & Abuse: Cultural and Historical Perspectives, причиной этого стало значительное снижение цен на героин в это время, и как следствие – рост количества американцев с зависимостью.
Разумеется, массовая культура не могла пройти мимо этого тренда. Теме наркотиков посвящено немало фильмов 90-ых. Самые известные из них: «На игле», «Криминальное чтиво», «Бойцовский клуб» и, конечно, «Джиа» — биографическая драма о манекенщице Джии Мари Каранджи, одной из первых женщин, которая открыто призналась в том, что больна СПИДом (от чего и погибла в 26 лет).
Начало «героинового шика» в моде связывают с фотосессией «Лето любви» фотографа Корин Дэй. На ней 15-летняя Кейт Мосс скачет по пляжу, демонстрируя болезненно худое полуобнаженное тело. Дэй обвинили в пропаганде педофилии и анорексии, а Кейт Мосс получила первую известность.
Через три года их вновь раскритикуют за пропаганду нездоровой худобы после съемок для английского Vogue. Но настоящую популярность «героиновому шику» даст Кельвин Кляйн. В 1992 году скандальный кутюрье выпустил рекламные плакаты с юными полураздетыми Кейт Мосс и рэпером Марки Марком (тебе он, скорее всего, известен как актер Марк Уолберг). Общественность возмутилась откровенностью фотографий, но образ Кейт Мосс положил начало новому тренду – «героиновому шику».
Вызов идеальной жизни и идеальному телу
Кажется, кого удивишь худыми моделями, но «героиновый шик» стал таким заметным явлением в культуре именно из-за появления в глянце. Об этом пишет британский искусствовед и историк моды Ребекка Арнольд в книге «Мода, желание и тревога. Образ и мораль в XX веке».
Как отмечает Арнольд, образы, которые связывали с употреблением наркотиков, были частью более широкого явления – протеста против идеальных тел, навязываемых глянцем тех лет.
Фотографии Кейт Мосс и других моделей «героинового шика» не привлекли бы столько внимания, если бы были опубликованы, к примеру, в популярном в те года журнале о поп-музыке и уличной культуре The Face. Но, появившись на страницах Vogue, в других глянцевых изданиях и крупных рекламных компаниях, где обычно показывали идеальных моделей в идеальной обстановке, они раздражали и будоражили общество. Субтильные подростки с темными кругами под глазами на безжизненных лицах гораздо больше походили на обычных людей, чем на моделей.
Сама эстетика саморазрушения зародилась не в 90-е годы. Еще раньше – в 70-е и 80-е были работы Боба Ричардсона, Нэн Голдин с зарисовками своих друзей-наркоманов, трансвеститов и нью-йоркской богемы 70-ых, снимки Ги Бурдена, где женщины похожи на скучающих одурманенных кукол. По словам Ребекки Арнольд, новая волна фотографов и стилистов 90-ых отличалась от этих фотохудожников тем, что хотела связать моду с молодежной культурой.
Они размыли грань между жизнью и искусством так, что многим стало не по себе.1
Смерть, которая изменила все
«Героиновый шик», очевидно, не мог оставаться просто стилизацией, героин действительно был популярен в светской тусовке того времени. Девочки-модели в свои 14-16 лет получали не только славу, деньги, но и первый опыт употребления наркотиков. К концу 90-ых многие из них – те, кто выживут, — попадут в клинику и потратят немало сил, чтобы восстановить репутацию и карьеру.
Один из самых известных снимков Давиде Сорренти: Джейми Кинг, лежащая на кровати в разорванной одежде с разбросанными вокруг фотографиями известных людей, пострадавших от наркотиков: Курта Кобейна, Сида Вишеса и Джерри Гарсия.
Как рассказывал о Давиде бывший арт-директор журнала Interview, основанного Энди Уорхолом, Ричард Пандиссио:
Его образы были спонтанными, грубыми и честными. Но он знал правила. Он знал стилистов, что им нравилось. Он знал улицу и уличных художников. Он был милым и очаровательным, и все модели знали и любили его. Впереди у него была долгая дорога.
Однако вряд ли сам Давиде считал, что его жизнь будет долгой. Он с детства страдал редким заболеванием – талласемией, которое требовало постоянных переливаний крови. Возможно, отсюда в творчестве Сорренто взялись меланхоличные образы, отражающие скоротечность его собственного существования.
Он умер в 21 год в квартире своего друга в Манхэттене. Предположительно, от болезни почек, усугубленной приемом наркотиков. Пресса сделала акцент на последнем, написав в заголовках про смерть от передозировки.
Конечно, Давиде был далеко не первым, кто скончался в молодом возрасте от наркотиков, особенно для тех времен. Однако знаковой его смерть сделала мать – Франческа Сорренти. Она начала масштабную кампанию против «гламуризации» наркомании и использования для этого несовершеннолетних моделей. Она говорила с имиджмейкерами и дизайнерами. Обращалась к модным домам, позволявшим моделям-наркоманкам участвовать в показах, к стилистам, которые были готовы принять модель в любом состоянии, лишь бы получить нужный снимок. Она рассказывала на СNN о владельце элитного модельного агентства Джоне Касабланкасе и вынудила его признать, что в его бизнесе действительно есть проблемы с наркотиками.
Через несколько месяцев после смерти Давиде Сорренти в The New York Times вышла статья журналистки Эми Спиндлер с заголовком: «Смерть омрачает героиновый облик моды». В ней она пишет, что смерть Сорренти была похожа «на небольшую бомбу» и вызвала жуткую тишину в модной индустрии.
Кульминацией в борьбе с «героиновым шиком» стало высказывание президента Клинтона, произнесенное в 1997 году, через три месяца после смерти Давиде Сорренти. В нем он осудил использование модой подростков и содействие популяризации героина среди молодого поколения:
Некоторые лидеры моды признают, что изображения, проецируемые на модные фотографии за последние несколько лет, сделали героиновую зависимость гламурной, сексуальной и классной, — заявил президент Клинтон. — И поскольку некоторые из людей на этих изображениях начинают умирать сейчас, становится очевидным, что это неправда. Прославление героина не творческое, а разрушительное. Это не красиво, это уродливо. И дело не в искусстве, а в жизни и смерти. А прославлять смерть нехорошо ни для одного общества.
После этого модные дома и дизайнеры стали постепенно отказываться от использования образа «героинового шика» и расторгать сотрудничество с моделями, уличенными в наркомании. В 1999 году Vogue опубликовал на обложке фото Жизель Бюндхен, написав, что она станет символом возвращения на подиумы сексуальных здоровых моделей и конца эры «героинового шика».