Однако в таком случае закрывалась дорога талантливым актерам, да и о репрезентации цветного населения как-то было принято забывать. Сейчас же режиссеров чаще заботят вопросы инклюзивности, оттого-то они чаще уходят в сторону фарса. Кажется, словно сама история переписывается на наших глазах, однако в данном случае зритель получает возможность насладиться неожиданными твистами, сравнением себя с персонажами, которые больше на него похожи. Рассказываем, что именно современные фильмоделы делают с историческими фактами, и разбираем, как проявляются их старания. Предупреждаем, возможны спойлеры.
Стирают границы между прошлым и настоящим
Если раньше хорошим тоном среди режиссеров считалось следование точным фактам, то сейчас границы стираются. Показательным примером можно назвать ленту «Антебеллум» от Джерарда Буша и Кристофера Ренца: здесь создатели размышляют, насколько варварскими и жестокими оказывались нормы 19 века. Зрителю показывается плантация конфедератов, где темнокожих людей буквально считают рабами и мусором. Провинившуюся кухарку могут легко избить, понравившуюся служанку — изнасиловать, а беглого собирателя хлопка — застрелить без всяких разговоров.
Кажется, будто зрителю показывают псевдодокументальную ленту о жизни темнокожих мучеников, однако позже тот понимает: события, происходящие на экране, случились в наше время. Сам же хоррор становится едкой критикой сложившихся норм. До сих пор темы, связанные с расизмом, являются болезненными для местного населения, особенно на фоне полицейских произволов и бесконечных протестов движения Black Lives Matter. Здесь же ясно виднеется противостояние активистки, ратующей за равноправие между людьми разных цветов кожи, и последователей конфедератов, беснующихся лишь для того, чтобы потешить свое эго.
Перед режиссерами стояла непростая задача: держать зрителя в напряжении и между делом рассказывать о том, с чем сталкивались притесняемые люди ранее. Вот, с чем им пришлось повстречаться по ходу работы над картиной.
— Нам нужно было не просто донести определенные факты, но и увлекательно развлечь — это все же наша ответственность перед теми, кто ознакомится с нашей лентой. Если же этого не сделать, то попросту выставите себя как проповедников, которые стоят себе, крутят пальцами и вещают о чем-то пространном. В таком мы не заинтересованы, данный способ повествования отвратителен. Ведь этот расклад предполагает, что ты фактически держишь зрителя в заложниках, а не помещаешь их в пространство, где тот будет уверен — о нем заботятся, ему дают возможность сопереживать герою.
— Однако, будучи теми, кто создает развлекательный проект, мы смогли заставить людей ознакомиться с теми историческими фактами, о которых они сами вряд ли бы намеренно искали информацию. Наверняка зритель не стал бы специально искать документальные фильмы или статьи об освещаемой нами тематике. Было здорово осознавать, что мы можем спрятать в эмоциональном лакомстве лекарство для ума.
— отмечают Буш и Ренц в интервью со Screenrant.
Меняют внешность героев
В конце декабря общественность оказалась возмущена странным нововведением: режиссер Линси Миллер вознамерилась создать мини-сериал об Анне Болейн, где ведущую роль сыграет актриса Джоди Тернер-Смит. Как отметили журналисты портала Medialeaks, пользователи соцсетей обвинили шоураннеров в искажении реальности и «обратном расизме» — по их мнению, неслыханно, чтобы исторического героя с белой кожей играла темнокожая женщина, ни капли не похожая на персонажа.
https://twitter.com/treugolny_hui/status/1338832774531325952
Такой шаг отчасти разрушает представления людей о том, в каком направлении на самом деле двигалась история. Известно, что в 15 веке Европа захватывала территории Африки, вывозя оттуда темнокожих людей, чтобы потом использовать их в качестве рабов. Некоторые из них, что разбирались в местной грамоте и обычаях, получали возможность стать личной прислугой высокопоставленных лиц — такие были в свите Катерины Арагонской, да и позже, при Елизавете I в Британии появилась целая община африканцев. Однако вряд ли бы они могли получить высокие руководящие должности.
При этом сценаристка проекта Ева Хеддервик Тернер желала пойти наперекор реальным фактам по одной причине: исследовать, могли бы существовать феминистские принципы в прежние времена. Информагентство Reuters приводит следующее заявление Channel 5.
Проект исследует последние месяцы жизни Анны Болейн с точки зрения самой королевы. Психологическая драма следует за ней, когда та пытается изо всех сил выжить, обеспечить будущее своей дочери и бросить вызов мощной системе патриархата, все сильнее сосредотачивающейся вокруг Анны.Линси Миллер была готова к критике, при этом она ни минуты не сомневалась в своем выборе. Нам пока остается ждать выхода первых серий, чтобы оценить, насколько удачным оказалось решение шоураннеров.
Вводят новые жанры
Иногда авторы прямым текстом говорят зрителю: то, что вы видите прямо сейчас — не совсем история. Так вышло с проектом «Великая» от Тони Макнамары. Сценарист известен как человек, вовсю смешивающий реальное и вымышленное — благодаря такой тактике он уже выпускал оскароносную «Фаворитку»: эта лента хоть и освещает жизнь английской королевы Анны, но все же не претендует на полную достоверность. Тут и схватка леди Мальборро с бедной родственницей за любовь монаршей особы и власть, и показная комичность происходящего, и порой явное перевирание фактов — например, ни разу за фильм нам не показывают, что Анна страдает от депрессии из-за смерти не только детей, но и мужа. При этом «Фаворитка» легко смотрится, оставляя приятное послевкусие.
Ровно такую же ситуацию мы наблюдаем, когда в поле зрения попадает «Великая». Основная сюжетная линия вдохновлена реальной историей о будущей императрице Екатерине: женщина была недовольна браком с правителем-самодуром, видела, как страдают подопечные — оттого и желала захватить власть. При этом Макнамара не стесняется искажать факты, чтобы развлечь зрителя: происходящее больше похоже на подростковый сериал о первых красавчиках класса и тех, кто желает их обмануть, да и Петр III становится не внуком, а сыном Петра I. То и дело герои на наших глазах попадают в странные ситуации, которые не вяжутся с привычными образами влиятельнейших людей страны.
Вводя жанр псевдоисторического кино, создатели открывают и для себя, и для других простор для творчества. Они сразу говорят: «Верь нам, зритель, но и критическое мышление не забывай включать». Это рождает интерес к реальным фактам — среди пользователей нет-нет да найдется любопытный человек, который решит сравнить экранную картинку с тем, как обстояли дела в нашей реальности.
Бросают вызов всяким условностям
Примерно та же ситуация сложилась при создании проекта «Бриджертоны» для Netflix. Сериал повествует о жизни восьми братьев и сестер из Лондона: каждый из них желает состояться в обществе, найти любовь и зажить счастливо. Попутно в местном светском обществе появляется фельетонистка, пишущая инкогнито. Она рассказывает читателям о скандалах и секретах местной знати. Ее ненавидят, но при этом заметки неизвестной персоны не перестают читать.
Фактически «Бриджертонов» можно назвать и «Сплетницей» в викторианском антураже, и «Чужестранкой» без обилия крови, и фем-драмой в условиях ханжества. Однако интересно в этом проекте не только сочетание нравов и декораций нескольких эпох, но и принцип, по которому шоураннеры из студии ShondaLand подбирали актеров. Шонда Раймс, создательница компании, приложившая руку к «Бриджертонам», пошла по методу слепого кастинга — при нем, выбирая актеров, она не руководствовалась их расой, комплекцией или цветом кожи. Поэтому, хотя создателей сериала можно бесконечно винить в нарушении исторической целостности или игнорировании норм 19 века (шутка ли, аристократки могут выйти в свет с неприкрытым декольте или уснуть в корсете на голое тело!), однако на выходе зритель получил увлекательную историю в необычных декорациях.
Здесь королеву Шарлотту Мекленбург-Стрелицкую играет темнокожая Голда Рошевель, одного из герцогов представляет исполнитель из Зимбабве Реге Пейдж, а на роль главной антагонистки выбрали Николу Кохлан, наконец показав плюс-сайз героиню не в качестве комичного персонажа, но как целостную героиню с внутренними переживаниями и скрытыми мотивами.
При этом мы не столько используем слепой кастинг, сколько воссоздаем прежнюю эпоху такой, какой хотели бы ее видеть.
— приводит «Кинопоиск» слова продюсера проекта Бетси Бирс.
Обозначенные проекты зрители могут посчитать элементами «обратного расизма», да и в них, как и во многих других работах хватает слепых зон и недочетов. Однако таким образом режиссеры дают возможность взглянуть на исторические реалии под другим углом и задаться вопросами: «Так ли для нас важен цвет кожи человека? Если да, то почему?»