Отречься от мирской жизни в пользу жизни духовной — это серьезное испытание, которое может стать смыслом жизни, возможностью увидеть этот мир по-другому. Истории о том, как российские звезды, такие, как Екатерина Васильева («Чародеи») или Ирина Муравьева («Москва слезам не верит») совершили постриг, в свое время наделали много шума, а сегодня своим опытом хотят поделиться и самые обыкновенные девушки, посвятившие себя Богу. Я хочу рассказать тебе историю девушки, которая мечтала об уделе монахини, но не смогла победить свое эго. Это не просто рассказ о том, как одна слабая монахиня не выдержала испытаний веры, но еще и описание реалий жизни тех женщин, которые ушли спасать свои души вдали от светской жизни.
Моя история не похожа на исповедь человека, который прошел длинный, полный духовности путь, пробирался через тернии к звездам и на себе ощутил все тяготы и благословения отшельнической жизни, вдали от дома, за пазухой у Всевышнего. Я всегда принадлежала этому миру и так и не смогла от него отречься, как бы крепки ни были мои отношения с Богом.
Я была самой обыкновенной девушкой, закончившей школу и мечтающей поступить на теологический факультет, а затем пойти дальше, постигая духовную семинарию. У меня не было ни стигмат, ни видений, ни православного воспитания, где заповеди стояли бы в основе взросления и формирования личности. Пока мои друзья и сверстники думали, кем бы хотели стать в будущем, я знала, что моя дорога приведет меня в монастырь.
Моя жизнь была исключительно светской, за исключением влияния бабушки, которая с детства говорила со мной о более тонких и непонятных мне материях — вере. Помню, как сейчас, как однажды она положила передо мной большую книгу в черной обложке, на которой красивыми, но странными буквами было написано «Библия». Мы вместе читали ее. Мне было непонятно то, что написано там, как-то не по-русски, но бабушка обещала, что все придет со временем.
Бабушкина смерть была для меня трагедией. В тот период времени мне было уже почти 16 лет, и в моем сознании появлялись первые признаки критического мышления. Мама не разделяла бабушкиных идей. Ей казалось, что религия и бабушкин подход к вере лицемерен. А я поняла это слишком поздно.
После того, как я пережила свою трагедию, в моем сердце поселилась мечта — уйти в монастырь, чтобы бабушка могла гордиться мной, а также потому, что я хотела разобраться: это внешний мир мешает мне быть искренней с Богом, или же подвох лежит в самой основе.
Итак, я прошла все необходимые стадии, прежде чем уйти. Первый шаг — уход из светской жизни. Второй — рясофор. Третий — постриг и обет. Я общалась со священником, который приезжал к нам в город, и он рассказал мне, что для того, чтобы уйти в монастырь, не нужен никакой повод. Не нужно быть неудовлетворенным мирской жизнью, достаточно лишь желания спасения души. У меня было несколько месяцев, чтобы подготовиться, доделать все свои светские дела, рассказать о своих планах родным, окончательно решиться. Этим я и занималась. У меня не было особых проблем, которые бы требовали моего присутствия. Я убедила родителей в том, что я этого хочу, и они не стали меня переубеждать. Парня у меня не было, и я считала это соответствующим знаком:
«Пока мои подруги томятся мирскими чувствами, я свободна от оков плоти», — так я думала, когда прощалась с близкими и друзьями.
На вопросы о том, а не хороню ли я себя в молодости, я отвечала уверенно, что не считаю уход в монастырь смертью ни телесной, ни, тем более, духовной.
Всё было добровольно. Никто не обманывал меня, не обещал мне лучшей жизни. Я точно знала, куда я иду. За полгода до моего пострига я работала волонтером на христианском съезде и там я познакомилась с множеством людей, у которых были примерно одинаковые мысли по поводу веры, но никто из них не рассматривал уход от мира. Кроме меня.
Итак, мой путь начался с приезда в монастырь, который находился далеко от того места, где я жила (название монастыря скрыто по желанию автора — прим. ред.). Вокруг были горы, лес, прекрасная природа, свежий воздух и какое-то упоение разливалось в воздухе.
На пороге я встретила женщину, одетую как монахиня, которая несла большую брезентовую сумку с чем-то тяжелым внутри. Я вызвалась помочь ей, забыв обо всем.
С такой фразой очень трудно спорить. Незабываемое ощущение — осознавать, что тебя послал сам Иисус.
Монахиня не приняла моей помощи — просто сжала мою руку в своей, а затем пошла своей дорогой, неся свой тяжелый груз без всякого напряжения.
Мое послушание началось, как я впоследствии поняла, вполне традиционно — с физического труда. Я помогала на кухне, убиралась в кельях, а также помогала тем, кто был болен и не мог сам переодеваться и есть.
В наш монастырь часто обращались за помощью люди из мира, а мы помогали. Сестра, с которой я служила и помогала ей делать перевязки больным, всегда говорила так:
«Мы не можем делать большие дела, но должны делать маленькие с большой любовью».
Я очень уставала от большого количества физического труда. В конце дня я буквально валилась с ног, но первое время мысли о том, чтобы всё бросить и уйти, меня не посещали. Я просто молилась и думала, что трудности — это лишь испытания, которые однажды станут частью моей новой жизни.
За время моего послушания я успела полюбить всех, кто был рядом. Я думала о том, что могу стать настоящей монахиней, но вскоре я поняла, что совершила ошибку…
Меня совершенно не смущало количество работы и большой физический труд, меня волновало то, что мой темперамент так и не смог стать по-настоящему монашеским. Я была кроткой и молчаливой, никогда не задавала спорных вопросов и не нарушала обетов, но в душе у меня всё еще теплился вопрос, ответ на который я хотела получить еще в детстве: что настоящее, а что нет?
Настоящим была вовсе не духовная часть этого сложного мира, а физическая. Если вы думаете, что самым суровым было испытание отрешения от плоти, целомудрие или долгие молитвы, то я разочарую вас. Такие конфликты могут сразить человека, не подготовленного духовно, а я была готова.
Самое ужасное — это условия, в которых мы жили. Мы трудились исключительно вручную, не пользовались ни дезодорантами, ни какими-то другими косметическими и гигиеническими средствами, купались в холодной воде, независимо от погоды, не спасались вентиляторами в жаркое время.
Хрестоматийный образ монахини — это женщина, борющаяся с демонами похоти и одиночества, но в реальной монашеской жизни есть проблемы не с сексом, а с гигиеной. Осознание, что ты грязная, потная, плохо пахнешь везде, где только можешь выделять какую-либо жидкость, отбивало все похотливые мысли, которые только могли прийти в голову, а в большинстве случаев на них просто не было сил. Это романтический флер, чья-то фантазия, фетиш, но не проблема монахини.
Послушницы спали вместе в одной келье, в кроватях, стоящих друг от друга на расстоянии полуметра. Электрических источников света у нас не было, поэтому приходилось одеваться в полной темноте, так как вставали мы в 4 утра. Казалось, что этого вполне достаточно, чтобы мы чувствовали себя немного одиозно, но вдобавок к этой неудобной утренней рутине правила монастыря диктовали нам прятаться под простыней своей кровати, чтобы сменить одежду, ведь видеть чужое обнаженное тело — это грех.
Когда я официально стала монахиней, мне всё еще было непросто. Те светлые чувства, которые я переживала, пока выполняла послушания и, выбиваясь из сил, надеялась на лучшее, прошли. Я стала думать о том, как же всё выглядит на самом деле.
Меня постоянно упрекали в том, что я «недостаточно послушна» и что у меня «слишком высокая самооценка». Последний комментарий всегда воспринимался мною очень болезненно.
После того, как я спросила старшую монахиню о том, почему послушницы едят черствый хлеб и используют газеты вместо туалетной бумаги, мне сделали замечание и отправили на дополнительные работы, которые отсрочили мое послушание еще на полгода.
По меркам монастыря, это как остаться на второй год в школе — унизительно, но в воспитательных целях. Обо мне стала ходить не самая лестная слава.
Однажды матушка нашего монастыря спросила мое имя, а после того, как я ответила ей, я увидела ее нахмурившиеся брови и услышала следующее:
«Ох, сестра, я много слышала о тебе».
Я не знала, что ответить ей на это. Кроме дерзкого «я тоже слышала о вас» я ничего не придумала, но я промолчала, покорно опустив глаза в пол.
Кроме физических трудностей, я начала испытывать еще и психологическое давление. Мало того, что каждый день нам приходилось стоять на коленях на холодном бетонном полу по 4 часа, так еще и наша старшая сестра каждое утро говорила весьма дикую фразу:
«Сестры, вы должны умертвить себя. Ваша ленивая и эгоистичная природа держит вас в гневе».
У нас было всего два монашеских наряда. Один подрясник мы надевали, другой стирали вручную в холодной воде. Таким образом мы меняли одежду. Однажды сестра-наставница последовала за мной на улицу, чтобы посмотреть, как я стираю свое облачение. Она достала свое распятие и обратилась ко мне со словами:
«Сестра, какую же болезненную рану ты наносишь Спасителю Нашему, когда стираешь свою одежду с такой пустой душой».
Сестра имела в виду, что даже стирка подрясника должна была быть наполнена заботой и любовью. Я ничего не ответила, но эмоционально была очень сильно подавлена.
Я начала винить себя в том, что мной овладевает гнев. Я не знала, смогу ли я побороть свою природу или же все станет только хуже.
В качестве послушания мы помогали в местном женском приюте: убирали, оказывали больным первую помощь, а также молились. Я и моя сестра убирались в комнате, она мыла пол, а я вычищала комоды. В одном из них я обнаружила тампоны.
Увидев тампон, я не смогла побороть дурные мысли, поэтому просто схватила его и спрятала за пояс.
Когда я вышла из комнаты, меня одолел такой стыд, что я едва сдержала слезы. Я не смогла найти утешение в молитве, когда думала о том, что женщине нельзя пользоваться такими простыми вещами, как средства гигиены. Такой способ опроститься казался мне унизительным, и ни одна монахиня, которая смогла побороть свое эго, не поддержала бы меня, хоть в глубине души, возможно, и поняла бы.
Когда мое дополнительное послушание подходило к концу, я уже не знала, кто я, чего я хочу и для чего я здесь. Я получила благословение, чтобы вернуться в мир. Я уходила с тяжестью на душе, вспоминая слова той доброй сестры, которая говорила, что сам Иисус послал меня сюда, вспоминала ее улыбку, на глазах наворачивались слезы.
Мои близкие помогли мне начать жизнь в мире сначала: позволили жить с ними, пока я искала работу, думала о том, что стоит снова пойти учиться. Помимо этого я задумалась о психотерапии. Я была в растерянности, глубоком смущении, разочаровании в самой себе и целом мире.
«Как можно было пойти таким неправильным путем, преследуя такую благую цель?»
Спустя год я нащупала хрупкий мир внутри себя. Я поняла, что быть монахиней — это не крест, это выбор, который должен прийти самостоятельно, но и он может оказаться неудачным. С тех пор я слышала много историй о том, как женщины возвращаются в мир, а потом приходят обратно, не теряют Бога, не теряют веры, дышат и молятся по-другому. Я благодарила Бога за такую неудачу, потому что многое поняла о самой себе. Не стоит спешить с тем, чтобы оставить мир позади, но так же и не стоит думать, что отказаться от светской жизни в пользу духовной — это глупо. Я хотела пойти по этому пути, но он оказался не моим.
Я помню о том, что «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», и я — одна из них.
Очень интересная история! Всего доброго её автору!
Представляю, как тяжело делиться этим на всеобщее обозрение….
Сложности которые подкупают своей честностью, многое так же больно отзывается и у меня внутри когда я вспоминаю как хотела стать руководителем всю свою жизнь, а от руководителя во мне было только стремление и больше ничего. Знаний недостаточно, умений практических маловато, а поддержки близких и друзей вообще нет, потому что об этом я старалась ни с кем не говорить, боясь сглазить. И только спустя много лет, сейчас я начала постепенно учится, делиться с близкими информацией и постепенно набирать опыт в управлении людьми. Никогда не могла подумать, что вера в слова бабушки на меня окажет такое дурное влияние. Я всегда верила что она права говоря что нет никого кто бы тебя поддержал вокруг, все люди заботятся только о себе. Все да не все, вокруг тебя есть близкие и очень близкие друзья которые могут тебе помочь ни делом, так просто выслушать и посопереживать, это уже помощь.Очевидно вроде, но только сейчас, только с опытом.
Неизвестно сколько лет автору. Я что то не пойму в чем проблема. Тампоны были не всегда. И еще 20 лет назад в магазинах небыло прокладок. Все советские женщины использовали тряпочки (из бывших пододеяльников) свернути стирали их. Я до сих пор помню первые разовые — это было чудо с другой планеты и стоили очень дорого. Так же и дезодоранты… их просто небыло в советское время.Переодевания под одеялом- вы в плацкартном вагоне поезда никогда не ездили?И стирали вручную — машинки стиральные были не у всех. Вода есть. Время есть. Стирай да стирай себемолитву читай, торопиться некуда.Автор кажется так и не поняла зачем уходят в монастырь.
Ну, это вы загнули, 20 лет назад были в магазинах не только прокладки, но и тампоны. Я выросла не в самой современной деревне, но стиральные машины у нас были уже в начале 80-х, дезодоранты продавались повсеместно. Прокладки были из распушенной целлюлозы, а мы использовали обычные детские подгузники. Из экономии, пользовали старые пододеяльники, стирали вручную, девочки в студенчестве кипятили в кастрюльках. Автору могу сказать: это просто опыт, в современном мире выжить сложнее. В монастырь, каждый идет за своим опытом, ваш оказался таким.
Именно так. Дело не в том, что тампонов не было, героиня столкнулась с тем, что пододеяльники рвать и старыми методами пользоваться — это дико для нее и эмоционально тяжело.
Мне в критические дни даже дома очень тяжело (в бытовом плане), с прокладками и тампонами. Все время приходится думать, не протекла ли, не забыла ли чтото свое в туалете и вдруг ктото это увидит; утром встаешь и первым делом осматриваешь постель. А выходить из дома в это время просто ненавижу. . . . . . . . . Вот думаю, что буду делать в монастыре… Привозить с собой многоразовые прокладки — тогда придется стирать их на глазах у всех?… В последнее время появились какието менструальные трусики и чаши, но еще не испытывала их. Говорят, чаши для девственниц не подходят, но всеже планирую найти самую маленькую и попробовать (гдето видела на 7 мл). . . . . . . . . . . Интересно, как справлялась с этим сама Дева Мария?… или у нее не было кровотечений
Интересно, в каком году и в какой стране происходило действие) Если история правдива, то героиня просто связалась с какой-то сектой. В нормальных монастырях такой дури нет в наше время.
Согласна. Описанное больше похоже на секту. Точно не православный монастырь в России.
С Богом можно жить и с тампонами,муштра какая то,никакой любви между монашками,просто ужас.
В армии дедовщина,а здесь бабовщина.
Бог есть любовь,и послушание должно происходить в любви,а не так.У монашек должна быть поддержка друг другу,а не осуждение,как здесь.Ходят,следят,друг за другом,докладывают,старшую,кто там был,монахиню,гнать в шею от туда надо,салдофонка какая то,ничего от человека не осталось.
Вы были в католическом монастыре? Картинки у вас все католические. Я много паломничала по российским монастырям и ни разу не встречала таких без электроэнергии. Хотя на какой-то стадии восстановления заброшенных теоретически такие должны быть за отсутствием технических возможностей. А если вы попали в сектантский какой-то, то там да, бывает без света принципиально с ума сходят. До пострига в монашество все проверяются временем, зачем же вы постриглись? Теперь счастья в миру у вас не будет, и брак ваш обречен на кошмар. Надеюсь, история здесь — просто ваша фантазия.В начале статьи вы писали: посвятить себя Богу. Разве думающий ежеминутно о Боге, даже в делах, переживает о прокладках? Кстати, даже самые дорогие прокладки, хуже мягких х/б тряпок, потому как в составе всегда полиэстерол. Знаю многих, кто добровольно пользуется х/б, и монастырь здесь ни причем. Привычка — вторая натура, она и победила вас.
Не судите . не судимы будете
Желающий посвятить себя Богу может думать не только о прокладках, но и вообще о самых низменных вещах, о которых даже люди далекие от Бога и не помышляют, ибо он искушается бесами… Что значит «счастья в миру у вас не будет» и «ваш брак обречен на кошмар»?))). Что за глупости? Живи и радуйся, что есть еще время для спасения.
А то, что постриг в монашество — это обет, данный Богу — соответственно, нерушимый обет. Нельзя принимать постриг, если точно не знаешь, чего хочешь в жизни. Ведь можно трудиться в монастыре и без пострига, и тогда есть свобода уйти в любой момент. Но тут в статье не ясно, на какой ступени находилась девушка. Не похоже на реальную историю. Скорее всего, чья-то фантазия.
Перечитала еще раз. Все-таки пострига не было, так что героиня ничего ужасного не совершила. Обета она не давала — соответственно, может спокойно вернуться к мирской жизни и вступать в брак. Но все же это явно не история из жизни: в Русской церкви таких монастырей (с католическим антуражем, западно-христианским менталитетом, правилами и манерой общения) просто нет…
Виктория, нормально так? Человек открыл душу, поделился мыслями и опытом, а Вы его хаете и клянете и жизнь обещание плохую. Отцу веднее все. Он видит чистых сердцем, а Ваш комментарий похож на притчу, где сын после смерти матери утешения в церкви искал, а «знающие» бабушки его гнобили .Вам желаю добра
Автору спасибо за откровенность и информацию. Я уверена, что все у нее будет хорошо!
На 200 процентов с вами согласна))) Сама написала комментарий, что это про католиков, а потом увидела ваш. Автор русскоязычного варианта статьи — совершенно точно не монахиня, и о монашеской жизни знает понаслышке, из фильмов или книг.
Паломники ведут праздный образ жизни в сравнении с монахами, чья задача себя укротить и усмирить, отказаться от мирской жизни. Условия такие часто для усмирения души, а не потому-что денег в приходе нет. А монастыри такие существуют, там водопровод отсутствует например. Сама немного пожила в таком. Зато благодать была сильнее чем в известных городских.
Забериииииии меня не могу больше прошу
Очень откровенно и верно
Разные монастыри бывают. Мне Господь допустил побывать в раю на Земле. Игуменья мудрая, образованная, добрая бесконечно и чистая, даже просто находиться рядом с ней блаженство. Сестры, само собой разные, все как и в миру, семья, благодаря Матушке быт устроен очень хорошо и цивилизованно …был. До 2014 года.
В статье несколько важных неточностей, прежде всего монастырь надо выбрать самой, любой священник это подтвердит, надо сначала поездить, пожить короткое время, познакомиться с насельницами, с игуменьей, с уставом, подходит он тебе или нет. По опыту могу сказать, что везде условия и порядки разные! Но везде, где довелось побывать, всегда в гостинец просили привезти бельё и прокладки и сама матушка игуменья с удовольствием благословляла взять, так же сейчас везде стоят машины стиральные и гели для чёрного, так как в современном монастыре главная борьба заключается совсем в другом ракурсе, нежели в прошлые десятилетия и столетия!))
Хотя слышала я про один известный монастырь с очень строгим уставом, но повторюсь, что не надо торопиться просто — « семь раз отмерь, один отрежь», очень автор легко и просто описал процедуру ухода в монастырь, поэтому так и получилось, хотя наверняка это была Воля Божья, не надо было возвращаться в мир, надо было благословиться на другой монастырь. Помоги Христос!
Хотя сейчас вот вспомнила, что общалась в одном монастыре со старым монахом, не мытом и не стиранном явно, но пахло от него только ладаном — вот цель какова!)))
Думаю, героиня повествования все правильно сделала, вернувшись в мир. Главное — чтобы была жива вера в Богу, в миру или в монастыре — у каждого свой путь.
Здравствуйте.Завтра Пасха. Поздравляю тех, для кого это торжество, праздник, Святыня.
Исповедь Даши интересна и поучительна. Это опыт, который Бог Даше дал. И я вот узнала то, о чем раньше не ведала. Это тоже теперь мой опыт, косвенный, полученный через призму чужих переживаний и ощущений. Кого-то он остановит, кого-не смутит. Винить Даше себя не за что, ла и благословение ухода в мир ей дали. Желаю ей душевного здоровья и физического. И слова той встретившийся ей монашки, что вот Бог кого подал встретить, могу и я повторить. Если бы не такие откровения, что бы мы знали о жизни монастырской?Желаю всем счастья. Трудного или безоблачного, но счастья, в котором нет места отчаянию и самоедству. Храни всех Господь!
С наступающей Пасхой Христовой всех вас!
Церковь к Богу не имеет никакого отношения. Церковь — это иерархическая организация, которая является в настоящее время практически сугубо комерческой и никакой другой.
тампоны вразумили заблудшую овцу и уберегли от дурацкого поступка, служить тому чего нет. Тампоны, Алилуя!
Материал явно переводной, причем грубо переводной. Это видно, в частности, по приведенным разговорам монахинь — в России в монастырях так не разговаривают, точнее, разговаривают, но не так. Описан не православный, а католический монастырь со строгим уставом и «приколами», сопутствующими именно католикам, это видно по деталям. Просто текст, скажем так, «обработан напильником», чтобы хоть немного походило на отечественные реалии (неудачно). Для сравнения, только что читала материал в «Вечерней Москве», и на «Правмире», с комментариями настоящих монахов, вот там нет сомнения, что рассказанное -правда.