Мужчины

Кантемир Балагов: о начале, мужественности в творчестве и детях

1
Стало известно, что в список Forbes 30 Under 30 попал российский режиссер Кантемир Балагов. Примечательно, что его работы влюбляли в себя с первого просмотра: за «Тесноту» Кантемир получил приз в рамках «Особого взгляда» на Каннском кинофестивале. Позже этой же премии удостоилась лента «Дылда».

Трудно сказать, как сложилась бы судьба режиссера, если бы в один момент он не решился написать Александру Сокурову, но мы точно знаем, что Кантемир — человек с особыми моральными принципами, огромной самоотдачей любимому делу и талантливый специалист. Рассказываем, как Балагов пришел в мир кино, почему он заинтересовался работами классиков и как связаны деторождение и эгоизм.

Начало

Кантемир родился в Нальчике, по его словам, в семье, совершенно не располагающей к творчеству.

Я из абсолютно не кинематографической семьи. Мама — учитель химии и биологии, работает завучем в школе, а у папы частный бизнес. С детства я смотрел много мейнстримного кино, а лет в 18-19 начал сам создавать небольшие ролики.

— отмечает он в интервью «Собаке».

Позже снял с друзьями мини-сериал, а до этого учился в Ставропольском университете милиции на бухгалтера. Пробыл там до третьего курса и понял, что специальность ему не по душе. Попросил родителей купить ему фотоаппарат, а тот оказался с функцией видеозаписи. Со временем Кантемир пристрастился к съемке.

Ему хотелось большего. Друзья посоветовали обратиться к Сокурову, тот как раз третий год работал над режиссерской мастерской в Кабардино-Балкарском университете.

Я понятия не имел, кто это, но все же написал Александру Николаевичу, и меня сразу зачислили на третий курс.

Учеба и работа над творческим почерком

Надо сказать, что до учебы в мастерской Сокурова у Балагова были совершенно иные представления о маскулинном и феминном — они трансформировались после каждой книги и фильма, предложенных преподавателем. Позднее взгляды режиссера на понимание мужественности и женственности отразились на «Дылде» и замысле для новой картины — Кантемир планирует снять ленту о мужчинах с Кавказа, живущих в наше время.

С одной стороны, до мастерской Сокурова маскулинность во мне была сильнее и отношение к женщинам у меня было другое. Но через литературу, через зарубежную классику, «Мадам Бовари» например, эта оптика поменялась. Я понял, что в любом человеке важны полутона, оттенки женского и мужского. Мне неинтересно смотреть на мужчин, из которых прет тестостерон.

— подчеркивал режиссер в интервью Seance.

Учителю не нравилось, что до поступления в мастерскую Балагов увлекался в основном американскими лентами от Тарантино, Нолана, Иньярриту. Он считал, что голливудские ленты засоряют мозг. Поэтому Кантемир сосредоточился на литературе и классических фильмах. Балагов поначалу вдохновлялся французской новой волной, фильмами эпохи оттепели. Об учебе отзывался положительно.

Это то замечательное время, когда ты ищешь свое видение, когда можно и нужно совершать ошибки. Потому что если ты сделаешь их в дебюте, то уже ничего не исправить. Раз в полгода мы снимали учебные короткометражки. Среди них есть те, к которым я отношусь с теплом, но лишь потому, что это мои первые шаги. Не могу сказать, что сильно ими горжусь. Вообще, мне кажется, что если режиссер не видит минусов своих фильмов, то есть сомнения в его профессионализме.
Читать по теме:Культура, Кино и книги6 фильмов Каннского фестиваля-2019, которые обязательно стоит увидеть

Опыт, полученный в мастерской, Кантемир успешно интегрировал в первые ленты: он опирался на культурный бэкграунд, полученный лично, брал за основу истории обычных людей, которых мог бы встретить на улице. Отчасти такая ситуация была с «Теснотой».

Про нее, историю, рассказал отец. Впервые я услышал об этом от него и потом начал в еврейской диаспоре узнавать, правда ли это, какие-то нюансы. Картина не повторяет реальные события полностью, там реальное – сам факт похищения, еврейская диаспора, сцена казни. Но не могу сказать, что фильм полностью основан на реальных событиях, это, конечно, авторская трактовка.

У меня не было прям общей встречи с диаспорой, я в основном ходил по семьям. В Нальчике до сих пор есть синагога, она выглядит просто как дом. Я узнал, что если есть какая-то проблема, то все обязательно собираются вместе и ищут выход, они никого не оставляют в беде. В этом они намного сплоченнее кабардинцев. У кабардинцев – каждый сам за себя.

Особого внимания заслушивает тщательная работа с цветом. Каждый оттенок в лентах Балагова является самостоятельным заявлением: ржавые тона в «Дылде» режиссер показывал, чтобы подчеркнуть «ржавчину жизни», как позже заметит продюсер Александр Роднянский.

Мировоззрение и личная жизнь

Балагов — большой поклонник творчества Андрея Платонова, и отчасти мысли, высказанные писателем, находят отклик и в фильмах Кантемира, и в его мировоззрении. Известно, что он не собирается заводить детей — по крайней мере, до той поры, пока не найдет хотя бы одну логичную причину, не являющуюся при этом эгоистичной. Главную актрису для «Тесноты», ленты, в которой режиссер размышляет, имеет ли родитель право просить ребенка жертвовать собой, он искал так, чтобы ее образ мысли не контактировал с его методом познавать мир.

На пробах был текст Платонова «Джан». Платонов – мой любимый писатель, я безумно хочу его экранизировать, но думаю, это просто невозможно. На пробах он был потому, что у него есть текст про детей, который мне близок. Смысл в том, что мир не готов к рождению детей. И я хотел найти людей, которые чувствуют это так же, как и я. На кастинге я спрашивал: «Для чего вам дети?» И люди не могли мне ответить. Не эгоистично ли это, приводить кого-то в мир чисто для себя? У Платонова это очень точно описано. Эгоизм родителей. Так я на пробах хотел понять, мой ли пришел человек.

О личной жизни Кантемира известно не очень много. Он долгое время встречается с Кирой Коваленко, с которой познакомился во время учебы у Сокурова. Балагов утверждает, что она, тоже будучи режиссером, неплохо возвращает в реальность и «не дает уйти в пафос», когда дело касается творчества.