В деле самореализации встречаются настоящие гении, которых не переплюнешь никаким трудолюбием, но появляются они исключительно редко — 1-2 человека на миллион. Всех остальных способных конкурентов можно превзойти с помощью саморазвития. Именно в саморазвитии кроется ключ к тому, как лучше работать.
Что вообще значит «работать лучше»? Для какой-нибудь лентяйки качество работы будет определяться тем, насколько долго на работе можно ничего не делать и при этом получать зарплату. Мы же возьмем за качественную работу другой ориентир — это такая работа, при которой ты быстрее решаешь более сложные, чем обычно, задачи, при этом коллеги и босс способны оценить твои труды. Качественная работа предполагает личностный и профессиональный рост, но для нее приходится потрудиться и выдавать максимальную отдачу. Давай договоримся: с тебя — искреннее желание работать лучше, с нас — подсказки, как это можно сделать.
Научиться начинать
Без тавтологии в первом пункте не обойтись: для начала повышения качества работы придется научиться начинать. Любая дальняя дорога начинается с первого шага, но если перед тобой стоит сложная или непривычная задача, то сделать этот шаг ой как непросто. Помнишь, как исхитряются маленькие дети, чтобы не ложиться спать вовремя? Им сразу хочется пить, есть и в туалет, вспоминается тысяча важных и неотложных дел, которые нужно немедленно сделать. Перед трудным первым шагом многие из нас превращаются в таких детишек, не хотящих идти в кроватку. Именно от первого шага зависит, будешь ли ты идти вперед, несмотря ни на что, или застынешь в болоте прокрастинации.
Формула успешной работы зависит от многих факторов. Один из них: чем быстрее ты начнешь работать, тем эффективнее всё получится. Времени у тебя будет больше, сомнений — меньше. Если где-то что-то пойдет не так, от чего никто не застрахован, то еще будет возможность всё переделать.
Чтобы быстро включиться в работу, составь список из 3-5 возможных первых шагов. Например, тебе дали задание сделать презентацию по годовой статистике с нуля. Что может быть первым шагом? Думай в разных направлениях. Можно для начала собрать статистику, написать план презентации или подобрать для нее шаблон, а можно просмотреть варианты предыдущих презентаций или спросить у коллег совета, как это лучше сделать. Любой из этих шагов может быть первым, так что выбери тот, который тебе кажется проще других — и смело шагай вперед. Всё остальное не составит труда продолжить, как только ты начнешь и будешь вовлечена в процесс.
Работа как сакральное действие
Семья, друзья, работа — три кита, на которых держится наша жизнь. Поэтому работа как явление заслуживает того, чтобы ей придавали особую значимость. Это не просто источник средств для существования, а способ приносить пользу обществу, самовыражаться и расти над собой. Поэтому рабочий процесс можно окружить «сакральными» (естественно, только в кавычках) ритуалами, которые будут погружать тебя в специальную рабочую атмосферу. Психологические исследования показали, что это значительно повышает работоспособность, так как специальная атмосфера действует гипнотически.
Заведи собственные ритуалы для активного рабочего процесса. Хорошим вариантом будет убрать всё лишнее со стола, изолировать все внешние раздражители и лишние информационные потоки, затем создать какой-то фон. Например, если коллеги не против, то ты можешь зажечь ароматическую свечу. Можно слушать в наушниках определенную музыку, звуки леса, пение птиц или шум дождя. Можно одеваться в специальную одежду, например, торжественно выглядящую, чтобы ты постоянно чувствовала важность своего дела, а коллеги знали заранее, что тебя отвлекать не стоит.Следуй ритмам
Любому рабочему процессу идет на пользу, если он подчиняется определенному ритму, связанному с твоими биоритмами. Отталкивайся от потребностей собственного организма и общих рекомендаций психологов. Проверь на практике, как часто тебе требуется перерыв и сколько времени ты на него тратишь.
Многие под влиянием вдохновения и прилива активности пренебрегают перерывами, не желая терять волну плодотворной деятельности. Лучше так не делать, потому что в таком случае волна затихнет быстрее. Организму требуется небольшой перерыв каждый час, редким исключениям — каждые полтора часа. Если ты такой перерыв не делаешь, то с каждым рабочим часом продуктивность будет падать, хотя фактически ты будешь работать больше.
Кроме того, обрати внимание, в какие рабочие часы ты быстрее всего реагируешь на происходящее, а в какие — с большей легкостью разбираешь скучные рутинные занятия. Прими это во внимание.
Еще один важный фактор, который нужно рассмотреть в контексте ритмов, — это откладывание. Речь идет не об откладывании дела в долгий ящик, а о постоянном пересмотре и перепроверке. Как только ты сделаешь какую-то логически законченную часть дела, отложи ее в сторону и займись чем-то другим. Через пару рабочих фаз и пару перерывов вернись к сделанному и перепроверь всё, что там содержится, даже если ты на 100% уверена в его точности и правильности. Даже если ты и правда всё сделала в первый раз без ошибок, то тебе может на свежий незамыленный взгляд прийти в голову прекрасная идея, которая улучшит работу в целом.