Габриэль Гарсиа Маркес пишет свой роман в «Заметках» на телефоне, у группы «Битлз» есть чат в WhatsApp, Энди Уорхол постит фотографии со своих выставок в инстаграм, Мик Джаггер выкладывает будущие хиты в Soundcloud, Гагарин переписывается и постит фотографии во ВКонтакте.
— официальный сайт проекта
12-й эпизод посвящен событиям, которые усилили движение за феминизм в Америке — покушению на Энди Уорхолла радикальной феминисткой Валери Соланас.
Обычно о Валери принято говорить, только подчеркивая необходимость борьбы с радикальным феминизмом, — самым популярным комментарием под любым описанием ее жизни будет «вот почему феминизм стоит запретить — они начинают убивать людей». К сожалению, в таких обсуждениях теряется контекст произошедшего события, а также не упоминаются причины, которые побудили женщину на убийство художника.
Валери родилась в 1936 году в Нью-Джерси и с раннего детства подвергалась сексуальному насилию со стороны своего отца. После того, как ее мать вышла замуж второй раз — девушка не смогла найти общий язык с отчимом, который начал ее избивать, и была отправлена к деду, также предпочитавшему вместо разговоров физические наказания. В 15 Валери ушла из дома, пытаясь найти подработки, а затем поступила на факультет психологии.
В 1960 году Валери начала писать свой «SCUM Manifesto» — Манифест Общества Полного Уничтожения Мужчин. Множество постулатов из этой работы до сих пор подвергаются сомнению, в особенности приводимые ей околонаучные факты. Однако появление подобной работы стимулировало развитие фем-движения, и благодаря громкому поступку — хоть и абсолютно незаконному и крайне жестокому — ее голос был услышан.
Нет разумных причин, по которым общество, состоящее из разумных существ, способных на сочувствие друг к другу, цельных и не имеющих естественных причин для конкуренции, нуждалось бы в правительстве, законах, лидерах.
В 1968 году Валери встретилась с Энди Уорхоллом и оставила ему сценарий своего фильма, который он пообещал прочитать, считая, что каждому положены свои 15 минут славы. Ему симпатизировал проект девушки, и он нашел в нем немало интересных мыслей. Но в итоге материал был потерян, а Соланас решила отомстить за неуважительное отношение к ее труду и обман. Возможно, у нее начинала развиваться шизофрения — параноидальные мысли привели ее к выводу, что издатель, печатающий ее статьи, и Уорхол пытаются присвоить себе ее произведения. В 1968 на полученный гонорар она приобрела пистолет и револьвер и прямо в студии Уорхола прострелила ему правое легкое, печень и желудок. Художник выжил, но до конца жизни ему приходилось носить укрепляющий корсет и бронежилет.
Ты можешь просмотреть эпизод, посвященный этим событиям и озвученный Иваном Дорном:
Новые серии, посвященные другим интересным деятелем, будут выходить еженедельно до конца 2018 года и доступны на сайте 1968.digital.