Карл Густав Юнг говорил о комплексе Электры, Зигмунд Фрейд — об эдиповом комплексе, но из учений великих ясно одно: отец — тонкая и противоречивая материя в душе каждой девушки. То, из каких мелочей мы собираем для себя образ собственного отца, может повлиять на всю нашу жизнь, выбор собственного мужа и самоопределение. Я хочу рассказать тебе историю девушки, отношения с отцом у которой всегда были полны крайностей. От страха и эмоционального прессинга — до бесконечной любви и желания защищать своего героя во что бы то ни стало. Но эта история не только об отношениях, но и о жизни, которая бросает своим «персонажам» самые невероятные испытания: вера, секта, страшные потери, любовь и кровавые воспоминания.
Я никогда не думала о том, что моя семья какая-то не такая. Собственно, я и сейчас так не думаю. Более того, я даже считаю ее образцовой: добрая хозяйственная мама, которая всю жизнь посвятила семье, безраздельно отдавала всю себя нам. Папа, правда, сильно изменился с тех детских воспоминаний, что у меня остались. Бывало всякое, особенно тяжелые и даже, можно сказать, бедные моменты нашей жизни мне и брату скрашивали именно родители. Я и не задумывалась, почему мы хранили корки от апельсинов (ведь это новый мамин рецепт! И мы с удовольствием и без каких-либо «задних» мыслей уплетали эти рогалики), я и не знала, что у нас проблемы. Мы не одни такие были. Тогда отец впервые стал молиться и всерьез верить, это делало его сильнее, давало энергию для новых попыток.
Мы впервые стали ходить на воскресную службу (и это продолжалось довольно долго), хотя маму я там не помню ни разу. Она как-то сразу отказалась от всей этой темы. Потом, по каким-то религиозным разногласиям, мы перестали туда ходить и сменили воскресенье на субботу и само место службы, естественно.
И всё бы ничего, если бы не постоянные укоры о том, что я не так одета. Это просто выводит меня из себя. Я не могу надеть джинсы, брюки, в принципе всё, что имеет вид штанов.
«Это не женские вещи!»
Я не говорю, что я твердо отстаиваю свое право носить штаны. НО! Мне не всегда хочется носить платье или юбки. В каких-то обстоятельствах мне просто гораздо удобнее надеть штаны (так теплее или просто удобнее в походных условиях). Я молчу о вырезе на груди и распущенных волосах! Постоянные «прятки от папки» меня уже просто достали. Выбегать из дома, пока он не приехал на обед или пока не видит. Это угнетает и расстраивает меня. Но сказать ему что-то против я не смею. Меня так воспитали. Я живу в таком месте, здесь так нельзя. Да я бы и не смогла.
Огорчить отца — сродни глубокой ране на сердце.
Когда к нам приезжают мои друзья, они с интересом наблюдают молитвы перед едой и после. Это довольно интересно выглядит со стороны. Даже немножко смешно. Они с таким удивлением наблюдают за отцом, потом удивление сменяет иногда непонимание, но чаще улыбки, которые они прячут.
Это обидно. В такой момент хочется треснуть им по башке. Никогда не дам смеяться над папой!
Я вообще очень боюсь того, что кто-то сделает ему больно. Он очень добрый человек, с возрастом становится всё чувствительнее, мягче, часто плачет. Хотя раньше он был очень жестким. В молодости он много лет проработал в органах. Был сыщиком, отец очень хороший психолог.
Он быстро находит слабые точки и может этим пользоваться, очень быстро понимает человека. По долгу службы ему приходилось сталкиваться со многими страшными людьми и событиями. Иногда он рассказывает о некоторых. Думаю, это стало еще одной причиной обратиться к вере. Груз прошлого тяготит его.
В жизни я общительная, веселая даже. Вообще, стараюсь быть оптимистом. Да, не всегда получается, но я искренне стараюсь.
Но папа — это мой стоп-сигнал.
Я помню один эпизод из моего детства. В то время только появилась такая социальная сеть-программа, как ICQ. Мне очень хотелось общаться, я находила в этом большое удовольствие.
После этого я боялась приходить домой со школы и ждала у угла дома, пока скроется его машина, и только тогда шла домой. Это продолжалось довольно долго, и потом он просил у меня прощения, но во мне еще очень долго жил страх.
Думаю, что из всех членов нашей семьи на меня отец производит наибольшее впечатление. Да, я скрепя сердце избегаю поездок на службу. Я ощущаю большое давление от прихожан. Они милейшие люди, всегда улыбаются и передают приветы моим родным, искренне радуются моему приходу. Но что-то безумно давит на меня. Каждый из них зовет на следующую службу и уговаривает прийти. Каждый. Я натянуто улыбаюсь и каждый раз говорю: «Посмотрим, может быть». Человеческая натура. Много внимания — плохо, мало внимания — еще хуже. Я не знаю. Нет, меня никто там не обижает.
Собрание всегда происходит по одной и той же программе. По очереди читают проповедь четыре человека и все поют псалмы, далее — коллективная молитва. Если у кого-то есть нужда, он просит всех за него (нее, них) помолиться. Первый раз, когда туда пришел мой муж, он, когда все запели, от неожиданности засмеялся во весь голос. Таких неловких ситуаций с ним еще не было. Каждый из членов церкви отдает десятую часть своего месячного дохода, и «живет» приход очень даже неплохо. Я не знаю, плохо ли это, хорошо ли. Это просто факт. К слову, мой отец неплохо зарабатывает и туда уходит большая часть дохода семьи. Опять же, не могу упрекнуть его в этом. Но порой бывает очень обидно, что вместо многих семейных праздников и собраний с гостями он выбирает молитву и уезжает (к слову, на нашей свадьбе он не был). Мы практически не видим его, а когда видим, он давит проповедью и наставлением поехать с ним в субботу. Замкнутый круг.
Я уже очень спокойно отношусь ко многим его «особенностям», воспринимая его таким, какой он есть. Как ни крути, для меня он самый замечательный отец на свете и я благодарна ему за всё, что он для меня сделал и делает. Сейчас он стал совсем мягким и не позволяет нам не то чтобы обидеть кого-то, но даже говорить плохо в чью-то сторону. Он прощает своим подчиненным на работе грубые и незаслуженные слова в свой адрес, откровенное безделье и хамство.
Мне порой хочется наказать их всех за него. Разрушить, отомстить, взорвать, ведь они не ценят его отношения. Каждый живет по своим правилам, трактуя жизнь по-своему.
Мы с мужем живем совсем близко к родителям и, как можем, помогаем им. Отец ослабил вою хватку, наконец решив, что мы уже взрослые. Хотя периодически он еще совершает «набеги справедливости и правды», но уже не такие ожесточенные и долговременные.
Вообще, как мы познакомили моего избранника с отцом — отдельная история. Еще с детских лет мне неустанно твердили, что «пока не закончишь университет — никаких парней в дом не приводить». А с будущим мужем мы познакомились, будучи еще на первом курсе.
Сказано — сделано. Я и не знакомила. О нем знали лишь мама, бабушка и брат. Я училась в другом городе, а домой приезжала на редкие выходные раз в месяц. Времени на родственников и молодого человека было в обрез, и я приглашала его домой (естественно, когда папа был на работе). И вот, в очередной раз он был у нас, я стою на кухне и наливаю чай. И тут заходит отец. Немая сцена. Внезапно мой молодой человек вскакивает и несется к отцу с вытянутой для приветствия рукой и фразой:
«Здравствуйте! Я друг вашего сына».
Я выпала. Стекая по стене, на дрожащих ногах я стала передвигаться к двери квартиры. Папа воспринял всё, как и было сказано, и вместе с братом забрал его помочь на работе. Час их нет, два, три…
Я уже представила, как я осталась без будущего мужа, и его уже, должно быть, закапывают где-то в окрестностях города. Но нет. Всё обошлось, и еще года полтора отец был уверен, что это друг моего брата.
Его отец беспочвенно заподозрил жену в измене. В этот день к ним в дом пришел рабочий, помочь с ремонтом неполадок в доме. За столом сидела мать, дети и любезно приглашенный отобедать рабочий.
В этот момент неожиданно появился отец мужа и в припадке ярости и ревности убил топором сначала рабочего, а затем и мать. Напившись, он ушел и забылся до утра. А дети в страхе попрятались в доме.
Мужу было тогда немного лет, но он отчетливо помнит стон матери и просьбы подать воды. К утру мать нашли мертвой, а всех детей забрали в интернат.
Отношения моих родителей стали для него показательными. Хотя излишний патриархат тоже передался ему, и я, как могу, борюсь с этим.
Я тоже не сахарная, молчать не буду. И не молчу. Не хочу, чтобы в моей семье бегали от отца и немели в его присутствии.
Каждый строит свою семью сам. И я, как могу, закладываю фундамент для своей. Очень надеюсь, что она будет такой же замечательной, доброй и светлой, какую сделали для нас мои родители. Я благодарна им, как никому. В нашем доме никто не ругается матом, никогда не повышает голос. Мы всегда собираемся все вместе за столом на завтрак, обед и ужин. Мы не садимся, если кого-то нет. Я считаю это маленькими традициями, правилами.
Да, в связи с папиными убеждениями мы не празднуем Новый год (в его присутствии), мы уходим и тихо сидим себе, едим оливье и прочие атрибуты того дня. Но мы привыкли.
Это перевод с английского?
Мы взяли интервью у одной из наших читательниц. и она пожелала сохранить анонимность.
у меня по соседству религиозная семья, в общем милые люди, но на самом деле….. дикие нравы. Четкое трактовании Библии на меня наводит скуку. Потому что считаю что все эти зачитывания Библии и сборища организованы, чтобы усмирять людские пороки, т.к. сами они не в силах себя держать в руках.Я не читала Библию и не хочу это делать, потому что в это время я читаю совершенно другие книги …Потом наличие 7 детей в семье,которым любовь матери доступна в последующей очереди после веры. И детские радости детям недоступны, т.к. их тянут в церковь вместо поездки на море в выходной. И меня покоробил один факт:я отдаю одежду, которую не ношу. Купила и не ношу или, еще лучще вообще с ценниками. Говорю, отдайте в вашей церкви людям. а она мне , мы ее на продажу поставим, а деньги » на благое дело», тут я окончательно разочаровалась. Церковь и бизнесс взаимосвязаны.А помочь просто так нельзя, муж поставил все шмотки в контейнеры для бедных.Тому кому кто нуждается. Прорвало меня.
по описанию ваши соседи по духу скорее сектанты, не стоит по ним судить о Церкви (как бы это странно ни звучало, но не стоит даже по Папе или Патриарху делать выводы обо всём христианстве). Вот это вот «безупречное» следование букву Библии, а шаг влево, шаг вправо — расстрел. Библию нельзя понимать буквально, это язык притч, её же люди с восточным менталитетом писали, да ещё 2000 лет назад (если говорить про Евангелие) — там надо знать и понимать временной и культурологический контекст, то есть недостаточно прочитать Библию, надо ещё интересоваться толкованиями, читать богословов, что значит та или иная фраза и почему, кому и при каких обстоятельствах она была сказана.
я не вникала, но это какое течение протестантов. не сектанты, но крайне религиозны. мне в свое время преподавали религоведение, поэтому я имею понятие о мировых религиях, отнушусь ко всему этому в точки зрения традиций. Получив в семье светское( не советсткое) восприятие религии, отношусь к Библии, как к трактату о человеческой жизни.но никах иначе. мне не нужно было понимать, вникать в Библию, чтобы понять человеческие ценности и пороки, чтобы понять что такое вера. я не хочу продолжать, потому что , надо все же оставаться толлерантной, я не хочу ранить чувства религиозных людей.
знаю семью, глава семьи и жена ортодоксы. Все по схеме, молитва перед едой. Молитва перед сном. Субботняя служба, еженедельные посты по средам и еще каким то дням и т.д. Все бы ничего, люди ко всем этому пришли в довольно таки не молодом возрасте, это их выбор. Вопросов нет. А вот младшие детки, двое, погодки. Их мне как то жаль, очень зажаты, стеснительны, на отца смотрят со страхом. Наблюдая за всем происходящем в их семье, никак не могла избавится от ощущения, что нету у этих детей детства.Дети прям вились около меня, (видно невооруженным глазом, что ласки не видят), но были несколько раз одернуты отцом, строгим голосом.
похоже что ваш папа относится к свидетелям иеговы
Родители моей одноклассницы ушли в секту. Когда ее старшая сестра только родила, у нее началась пневмония. Родители и муж сестры отказались ей дать лекарства, это противоречило учению. Девушка умерла. Родители ходят по району и раздают листовки, как у них все здорово в их общине.Родителей я знала с детского сада. В жизни бы не поверила в такое, очень бойкие люди были, такие… На язык лучше не попадать.Мамина лучшая подруга ушла в секту, когда у нее дочка заболела и ждала операции. Забрала ее из больницы, никого не предупредив, увезла в деревню. Ребенок умер в жутких мучениях без обезболивающих — саркома.
Я дружила с девушкой из семьи баптистов. Она была революционерка. Бунтовала, как могла. Пошла в парашютный спорт, перестала ходить в церковь. Но, когда в 90-е семья переехала по программе баптистов в США, воспользовалась этим. Знаю, что бесплатно получила ВО, всем довольна. Она была очень весёлая, красивая и модная. С таким унылым повествованием не ассоциируется никак, обо все этом же рассказывала с юмором очень смешно.
Моя мама — сектантка. Она очень часто болеет, так как убила свое здоровье «постом». Нельзя не только мясное, молочное, рыбу и яйца, но и много овощей и фруктов. Также она не ест все в чем есть мука, сахар и подсолнечное масло. Проще сказать что она ест. В 90-е мама нашла какие-то «курсы оздоровления на основе православия». На самом же деле — это была оккультная секта. Они рассказывали об устройстве мира, о фатальном влиянии продуктов на здоровье и на душу. Тот, кто ест мясо просто напросто не спасется — никогда! А еще у них были свои и переделанные из церковных молитвы. Молитва у них называлась медитацией. Меня поразило одно из собраний, где все сидели с закрытыми глазами и предводительница сказала: » а сейчас я позволяю Богу поднять мою правую руку» И у всех рука поднялась «сама собой», а я просто сидела и чувствовала себя хуже всех. Еще были дыхательные упражнения — дыхание по Бутейко, надо было задерживать дыхание на выдохе как можно дольше, чтобы насыщать организм углекислым газом и изгонять этим дьявола. Пишу это и осознаю — какой же это бред. А я всему верила… Я поверила маме, что нельзя есть клубнику и апельсины. Что тот, кто сойдет с поста — хуже Иуды. Мы — избранные, а все остальные — враги. Даже родственникам нельзя доверять, и лучше не общаться с ними. Вся жизнь контролировалась обширной системой запретов: штаны носить нельзя, волосы и ногти только закапывать, жечь ничего нельзя и з вещей, выбрасывать ненужную одежду тоже — все скапливалось на чердаке и в шкафах. Читать сказки и рассказы про ровесников нельзя. Стричься только после причастия. Прокладки — стирать, и только после выбрасывать. Оставлять окно открытым на ночь нельзя — бес влетит. Дышать ротом и просто глубоко дышать — лучше не надо. Тысяча и один запрет, которые не возможно выполнять. А в итоге — постоянное чувство вины. Хороших отношений и добрых традиций не было, доброму и светлому никто нас не учил, хоть и ходили мы в церковь каждое воскресенье ( там же благодать и Силы приходят от причастия) жили мы хуже чем неверующие — постоянные скандалы. Папа был против всего этого маскарада и всячески это показывал — сжигал мамины книги, не пускал в церковь, стал больше пить. Вся жизнь была сущим адом, хоть целью было общение с Богом и спасение. Мать была к нам холодная, отстраненная, жила в своем мире. Не знаю как мы выросли. В конце девяностых добавилось ожидание Апокалипсиса и Антихриста. В начале всего этого мама была не одна — она таскала на курсы по всей стране всех родственников и знакомых. Но в конце концов все оказались здравомыслящими людьми и бросили эту игрушку. Секта давно распалась, организаторов не найти ( я пыталась). Мама бросила отца и скитается по съмным квартирам почти голодая, внукам предпочитает долгие богослужения, иногда приходит, но разговор натянут. Я все больше молчу, ибо многое хочется сказать и высказать, да нет никакого смысла. Она не поменяется. Иногда меня пугают ее поступки и странные разговоры — мне кажется, что я схожу с ума. Я боюсь оставлять с ней детей и ни чем с ней не делюсь. Она не человек, она религиозный зомби, и я все корю себя за то, что не могу ее простить. Мы с ней чужие люди.