Сколько лет центениалам?
Чтобы точно посчитать возраст центениалов, придется на минутку отрешиться от космополитизма и признать, что развитие общества в России и на Западе идет разными путями. Поэтому и поколения миллениалов и центениалов по году рождения немного различаются. На Западе поколение Y рождалось с начала 80-х и до середины 90-х годов, а затем на бурных волнах цифрового развития стали рождаться «люди гаджетов», центениалы. Таким образом, граница проходит примерно по 1996 году. В России миллениалы стали появляться только в самый разгар «оттепели», то есть в 1985-1987 годах. А центениалы — только с 2000 года, потому что до этого времени ни гаджеты, ни компьютеры для широкой общественности доступны не были. Скорее, это были предметы роскоши. Впрочем, некоторые западные социологи и для своих «местных» центениалов установили такую же планку.
Если же отталкиваться не от возраста, а от фактов, то центениалов не так-то просто спутать с другими поколениями. Видите молодого человека, который недоумевает, как можно сомневаться в необходимости гаджетов, так смело записывайте его в эту категорию. Они с планшетами и смартфонами росли вместе.
Особенности поколения
• Цифровой мир. Центениалы родились в эпоху вседоступного интернета, поэтому не мыслят свою жизнь без него. Так как они с детства привыкли вести бурную жизнь в виртуальном пространстве, то четкой границы между реальным миром и цифровым для них не существует, они продолжают и дополняют друг друга.
• Мультикультурность. В интернете мы общаемся с совершенно разными людьми без привязки к расе, полу, внешности или месту проживания. Поэтому именно центениалы являются самыми толерантными и не заморачиваются по поводу каких-либо характеристик другого человека.
• Адблок. Центениалы так привыкли повсюду видеть рекламу, что зачастую не нуждаются в реальных программах, которые ее блокируют. На подсознательном уровне они просто не обращают на нее внимания, воспринимая как элемент декорации. Большинство видов рекламы или спама их не раздражают, но и привлечь внимание очень сложно, так что PR-специалистам приходится немало потрудиться, чтобы сделать что-то нестандартное и из ряда вон выходящее.
• Безопасность. Несмотря на кажущуюся плотную интегрированность в цифровое общество, центениалы высоко ценят безопасность и личное пространство. Поэтому у них закрытые странички, безопасные мессенджеры и в целом повышенное стремление отгородиться от лишних глаз в интернет-среде.
• Клиповое мышление. Центениалы не привыкли долго и глубоко концентрироваться на одном предмете, предпочитая мультизадачность, когда с одной задачи можно легко перепрыгивать на другую. Иногда это выливается в гиперактивность, однако в целом приносит положительные плоды, так как обилие информации в интернете можно обработать без головной боли только с таким мышлением.
• Визуальное восприятие информации. Лучше всего новое центениалы воспринимают глазами. Они не вчитываются, а сканируют, и аудиоинформации и руководствам на бумаге предпочитают видео. Поэтому YouTube так популярен. Если вы хотите что-то объяснить центениалу, то делайте это максимально наглядно.
Сильные стороны
Рассмотрев общие черты центениалов, более старшее поколение может прийти к выводу, что это рассеянные и несобранные люди, зависимые от интернет-технологий. Впрочем, каждое предыдущее поколение думает так о последующем. Даже Сократ в V веке до нашей эры утверждал: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей». Тем не менее у центениалов много сильных сторон, которые совсем скоро покажут результаты не только в виртуальном пространстве, но и повлияют на общественную жизнь, так как поколение начинает входить в совершеннолетний возраст.
Центениалы быстро ищут и обрабатывают информацию, легко привыкают и адаптируются ко всему новому. Они способны проанализировать целые массивы статистических данных «походя» и выдать результат, до которого более старшие профессионалы будут докапываться неделями. Например, быстрое решение о том, как именно «зацепить» аудиторию той или иной социальной сети, как привлечь внимание или чего следует избегать — конек центениалов. Миллениалы часто называют это «чутьем на лайки» с некоторой долей презрения, однако не стоит недооценивать подобную способность. Умение держать нос по ветру очень пригодится центениалам, когда они смогут полноценно участвовать в рынках. Онлайн-рынках, само собой.
Для центениалов не слишком характерен подростковый бунт или показная депрессия. Справиться с трудным возрастом им помогают сообщества и друзья, которые в виртуальном пространстве давно уже стали такими же дорогими, как и реальные. Центениалы меньше курят и выпивают. Всемирная организация здравоохранения сообщает, что количество подростковых беременностей неуклонно падает с каждым годом. Это ли не хороший показатель?
Миллениалам и центениалам придется сосуществовать вместе долгие годы, поэтому очень важно понимать специфику мировосприятия обоих этих поколений. Конечно, не всех молодых людей можно причислить к этой группе, это, скорее, характеристика большинства, но не каждого. Если вы будете работать, общаться или каким-то другим образом взаимодействовать с представителем другого поколения, то не пытайтесь переделать его под свою гребенку, а обратите внимание на особенности общения и сильные стороны. Тогда всем будет только лучше. Кроме того, граница между двумя поколениями так хрупка, что вы можете встречаться с парнем-центениалом, даже если он ненамного младше вас или даже ваш ровесник. Такое тоже бывает.