Совсем скоро фанаты легендарного сериала «Твин Пикс» смогут лицезреть продолжение загадочной истории, так как в 2017-м году на экраны выйдет третий сезон сериала. В ожидании этого события, мы решили погрузиться в гениальную вселенную режиссера кошмаров и разобраться с основными направлениями творчества Дэвида Линча. Для искушенных поклонников Линча будет повод еще раз задуматься и переосмыслить увиденное, а для тех, кто только начинает свой путь в постижении головокружительных загадок Линча, данная статья послужит путеводителем в таинственный мир подсознания. Итак, лучшие фильмы Дэвида Линча сквозь призму личной поэтики режиссера и особенностей его героев.
Дуализм
Говоря о фильмах Дэвида Линча, прежде всего хочется сразу же передать самое важное, а именно, — атмосферу. Дэвид Линч известен не только своим умением создавать яркую, густую, порой даже вязкую обстановку, но и также является настоящим мастером дуализма. Можно сказать, что именно двойственность всего, что происходит на экране, является главным инструментом создания эмоционального фона линчевских фильмов. Смешение граней проявляется во всем: сюжете, героях, месте действия. По мнению режиссера, у всего есть своя оборотная сторона. Персонажи его фильмов наделены положительными и отрицательными качествами, а порядок их проявления может смениться совершенно внезапно. Стоит вспомнить Лору Палмер из сериала «Твин Пикс» — невинного ангела, чья судьба поразила весь городок. Но погружаясь в историю, зритель узнает, что даже такая милая и светлая девушка имела мрачные секреты.
То, как Линч работает с эмоциями, тоже отсылает зрителя к творческому дуализму. Смех, как положительная эмоция, вызывает страх, смерть, наоборот, является причиной для внезапного счастья героев. Линч идет дальше, чем просто двойственность ощущений. В некоторых работах он буквально копирует своих героев, создавая вполне материальные дубликаты. Появление загадочной сестры Лоры Палмер Мэдди в сериале «Твин Пикс» или удивительное перевоплощение Риты в «Малхолланд Драйв».
Что посмотреть: «Твин Пикс», 1990-1991; «Малхолланд Драйв», 2001.
Раздвоение личности
Говоря о двойственном характере линчевских фильмов, весьма логично было бы затронуть и тему раздвоения личности, которая также встречается довольно часто. Можно сказать, что данный прием — это попытка режиссера развернуть перед зрителем мир подсознания и понаблюдать за происходящими там процессами. По мнению Дэвида Линча, внутри человеческого сознания могут таиться самые страшные тайны и происходить ужасающие процессы, и именно их проявление режиссер пытается спровоцировать на экране. Фильм «Малхолланд Драйв» как раз поднимает тему раздвоения личности главной героини, вызванную извращенной мечтой о голливудском кино. Режиссер не говорит о реалиях современного мира, он погружается в сознание своих персонажей, доставая скелеты из шкафов.
Ту же ситуацию можно наблюдать, пожалуй, в самом странном фильме Линча — «Внутренняя империя». Само название уже символизирует человеческое подсознание, а действие фильма, построенное на характерном для Линча нелинейном повествовании, показывает что же на самом деле может таиться внутри той самой человеческой «внутренней империи». Герои Линча склонны к раздвоению, в принципе. Обращаясь все к тому же сериалу Твин Пикс, можно заметить, что почти у всех персонажей есть свое второе я, которое проявляется в каких-то конкретных условиях, например, Донна Хейворт, балансирующая между образом примерной девочки и фатальной героини.
Что посмотреть: «Внутренняя империя», 2006.
Цвет и звук
Будучи художником в университетские годы, Линч может по праву считается изысканным визуалом в настоящем. Его фильмы созданы, как картины, наполненные цветом и тщательно собранным видеорядом. Белый деревянный забор, настолько простой, но при этом, совершенно линчевский, что представить этот кадр в фильмах других режиссеров уже практически невозможно. Малиновая комната из «Внутренней империи», красные занавески в «Твин Пикс», ярко-алые губы и платье из синего бархата на Изабелле Росселлини в фильме «Синий бархат» говорят сами за себя. Но умело Линч работает не только с цветом, но и со звуком. Можно сказать, что для режиссера использование этих двух составляющих — это попытка преувеличить эмоции, испытываемые зрителями. Стоит вспомнить все тот же ужасающий смех, и звуковые эффекты, наложенные на реплики некоторых героев, создающие будоражащий, болезненный эффект, вызывающий страх в тот момент, когда страшно быть вовсе не должно. А чего стоит содержание того, что говорят персонажи. Фразы, переполненные головоломками, летучими фразами, по звучанию сравнимыми разве что со стихами. И, конечно же, присутствие музыки, расслабляющей и угнетающей, будь то джаз или инструментал.
Что посмотреть: «Синий бархат», 1986.
Дорога
Одной из нетипичных для Дэвида Линча работ является фильм «Простая история», раскрывающий еще одно интересное направление авторского стиля режиссера — тему дороги. Линч воспринимает дорогу как линию, тянущуюся от человеческого сердца к вселенной. Это еще один способ познать этот мир и себя самого. Режиссер сопереживает всем странникам, которые отправляются в путь не только в качестве побега, а с целью узнать как можно больше об этой жизни. Идея дороги у Линча часто лежит на поверхности, либо в названии, либо проходит красной линией через основное развитие сюжета. В фильме «Дикие сердцем» — одной из самых страстных работ режиссера, герои пытаются найти приют для своей любви, переживая давление внешнего мира; в «Малхолланд Драйв» дорога олицетворяет точку невозврата, которую проходят главные героини; в «Простой истории» дорога — это личное испытание героя, отправляющегося навестить своего больного брата; в том же «Твин Пикс» трасса, по которой едет агент Купер, — это история, лишенная конкретного прошлого, но открывающая персонажу новое будущее.
Что посмотреть: «Простая история», 1999; «Дикие сердцем», 1990; «Шоссе в никуда», 1996.
Кайл МакЛахлен
Любимый персонаж Линча — это герой-идеалист, наполненный светлым оптимизмом, трудолюбием, надеждой, порядочный и в каких-то случаях, даже слишком простой. Именно такой образ удачно воплотил в себе Кайл МакЛахлен. Специальный агент Купер — главный герой сериала «Твин Пикс» — отличный пример такого персонажа. Будучи представителем ФБР, Купер лишен скептицизма и излишней осмысленности. В его образе присутствует мистика. Он верит, что такую вещь, как преступление можно расследовать, прибегая к иррациональности. Купер верит в вещие сны, прислушивается к загадочным фразам, ищет околомистическое в повседневном.
Другая роль МакЛахлена — Джеффри Бомон из «Синего бархата». Юный романтик, преисполненный сострадания и искренней симпатии ко всем, казалось бы, не достойным этого. Его желание помочь людям, попавшим в беду, очень трогательно, что придает фильмам Линча особый шарм. В МакЛахлене Дэвид Линч несомненно видит свое альтер-эго, потому что он именно такой — мистик, романтик, показывающий рациональное алогичным путем.
Что посмотреть: «Человек-слон», 1980.