Образ жизни, Психология

От Майерс-Бриггс до соционики: почему люди одержимы психологическими тестами

18933
0
Что у людей не отнять, так это стремление найти общие черты с определенной группой или навесить на себя ярлык другой. Наверняка у тебя есть друг, что учился бы в Хогвартсе с когтевранцами — ведь он умен и исполнителен. Коллега считает себя «Гамлетом»: ей, как и литературному герою, присущи драматизм и артистизм. Партнеру нравится ассоциировать себя с «Полемистом» — он признает, что любит спорить только ради жарких обсуждений. Прозвища они, понятное дело, не придумывают сами, а присваивают после прохождения психологических тестов.

При этом люди помнят о том, что никакой автоматизированный тест не расскажет об их личности все и даже больше, однако желание проходить подобные опросники никуда не исчезает. Разбираемся, почему так происходит.

Ты говоришь, как типичный «Командир»

Перед тем, как разбираться в истинных причинах всеобщей любви к тестам, стоит понять, как создаются опросники и каков механизм их работы. Условно их можно разделить на два типа: позволяющие понять особенности характера человека и сравнивающие с персоной, что связана с поп-культурой. К первым относятся сервисы вроде опросника Майерс-Бриггс, профориентационные тесты для поиска идеальной работы, те ресурсы, что основаны на соционических типах личности. Вторые же, ставшие популярными в 2014 году благодаря вирусному контенту от Buzzfeed, позволяют человеку ассоциировать себя с любимым героем сериала, певцом и даже фруктом. Они не говорят о персоне ничего принципиально нового, однако пользователи соцсетей все равно любят подобные тесты.

В чем кроется секрет работы психологических тестов

В большинстве своем, отмечает журналист Артем Лучко, ссылаясь на данные управляющего директора Buzzfeed Саммер Бертон, психологические опросники не раскрывают истину о человеке, что сейчас с ними взаимодействует. Квизы оптимистичны и беззаботны — они сделаны такими для того, чтобы пользователь лишний раз подтвердил догадки о самом себе, порадовался совпадениям и забыл о результатах теста через 10–15 минут. При этом Бертон утверждает, что опросники совсем не так бесполезны, как кажется на первый взгляд: данные в них, конечно, не подтверждены квалифицированными специалистами, однако результаты тестов позволяют человеку разобраться в самом себе.

Почему они работают таким образом? Дело в том, что результаты тестов размыты и в равной мере относятся практически к каждому человеку. При этом пользователь, читая выдержку «о себе», думает, что составитель опросника писал действительно о нем. Подобный феномен несет название «эффект Барнума», и, согласно нему, люди высоко оценивают точность описания их личности, составленного в «индивидуальном порядке», даже если на самом деле тексты были заготовлены заранее.

Читать по теме:Отношения и секс, ЛюбовьНе только гостинг: 8 трендов в отношениях, популярных в 2020 году

Почему люди на самом деле любят их

Как отмечает автор книги «Заразительный. Психология сарафанного радио. Как продукты и идеи становятся популярными» Йона Бергер, людям, как социальным существам, свойственно узнавать новое о себе и обсуждать факты с близкими, сравнивать себя с другими. Если в древности подобное поведение помогало не отличаться от собратьев и тем самым выживать, то сейчас подобный фактчекинг равносилен социальной валюте: человеку есть дело до самого себя и других, значит, он нормален. Однако если бы любовь к тестам объяснялась лишь давней привычкой, то опросники быстро бы успели надоесть. Вот еще несколько причин того, почему людям есть дело до соционики, эннеаграмм и экспресс-квизов.

Люди стремятся разобраться в самих себе

Как отмечает психолог Симин Вазир в подкасте The Black Goat, пользователи проходят тесты потому, что им хочется узнать о себе нечто принципиально новое. На деле их трудно удивить, ведь никто, кроме самого человека, не знает его лучше всего. При этом Симин подчеркивает: тесты играют на нашем самолюбии, показывая, что мы достаточно осведомлены о своих особенностях.

Им нужно единение с другими

Прохождение тестов не просто навешивает на человека определенные ярлыки: доктор философии Дженнифер Фэйард пишет в статье для Psychology Today, что людям важно отождествлять себя с другими пользователями опросника, что похожи на них. В качестве доказательства Фэйард приводит историю своей подруги. Еще в студенчестве она ощущала себя белой вороной в коллективе — девушка отличалась высоким уровнем креативности. Знакомая Фэйард прошла тест MBTI, увидела результаты и поняла, что является нормальной, полноценной личностью: просто так вышло, что в ее окружении нет тех, с кем ей удалось бы найти общий язык. Узнавая больше о своем характере при помощи тестов, мы получаем возможность находить людей с такими же результатами, что выпали и нам. Примерно так и поступают пользователи соцсетей, создавая сообщества в духе «Типичный «Гексли» или «Сегодня я «Борец». Об этом в свое время писал польский психотерапевт Генри Тайфель, разработавший теорию социальной идентичности. На его взгляд, человеку принципиально важно причислять себя к той или иной категории — это повышает его самооценку. Кроме того, подобный подход влияет и на взаимосвязи с единомышленниками.

Тесты позволяют укрепить связи

Как отмечает профессор психологии из Университета Нотр-Дам в Индиане Дэвид Уотсон, миллениалам и зумерам иногда трудно понять, кто они на самом деле и к чему им вообще стоит стремиться. С другими людьми у них примерно такое же положение дел: знакомые порой сами о себе могут чего-то не знать, как они в таком случае могут рассказать близкому, что им доставляет радость или дискомфорт?

Опросники, утверждает Уотсон, позволяют подумать о собственной идентичности. Полученные знания позже помогают найти общий язык с другими — иногда вместо того, чтобы объяснять, почему ты не любишь шумные толпы, проще сказать человеку, с которым вы прошли один и тот же тест, что ты «Ученый» и что представители этого типа личности ценят спокойствие.