Культура, Кино и книги

Почему азиатская культура вытесняет Голливуд

18942
0
Азиатские режиссеры второй год подряд становятся обладателями «‎Оскара‎», аниме обгоняет голливудские блокбастеры по числу сборов: так вышло с полнометражкой «‎Истребитель демонов: поезд „Бесконечный“» и «‎Доводом» Нолана. Даже «‎Кинопоиск» выпускает видеоэссе по «‎Евангелиону».

Азиатская культура все быстрее проникает в европейскую. Отчасти на это повлияли события последнего года, однако по факту процесс начался задолго до пандемии. Разбираемся, почему диктатура Голливуда постепенно отступает.

Азиаты привыкли работать на износ

Несмотря на то, что Американская фабрика грез обладает развитой инфраструктурой, она выпускает не так много фильмов, как корейские, китайские или индийские студии. Обозревательница Всемирного экономического форума Шарлотта Эдмонд отмечает, что за 2018 год Болливуд выпустил 1 800 цифровых лент. Голливуд представил только 500.

То же касается Китая и Южной Кореи: обе страны заметно увеличили показатели за последние 10 лет. Первая представила в 2018 году тысячу фильмов — в 2010-м она выпускала в 2 раза меньше лент. Вторая увеличила показатели в 3 раза — 450 проектов против 152.

Азиатские режиссеры, как и американские, не всегда поставляют безупречные ленты. Однако рост числа проектов показывает, что местные инвесторы готовы вкладывать больше времени и средств в развитие киноиндустрии. Больше дотаций — выше шанс, что получится добротный проект, который заинтересует иностранного зрителя.

Кроме того, поясняет художественный руководитель Международного кинофестиваля в Макао Марк Гудридж, тот же Китай считается крупнейшим кинорынком в мире. На него приходится 1,3 миллиарда зрителей, и они капризны. Фильмы, отправленные на экспорт, прошли проверку местными и готовы удивлять иностранцев.

Зрителям близка азиатская драматургия

До недавнего времени считалось, что японец, кореец, индиец или китаец тревожится о проблемах, до которых нет дела европейцу или американцу. Однако коммерческий успех лент вроде «‎Паразитов‎» показал, что это не так.

По мнению переводчицы субтитров для ленты Пон Джун-хо и основательницы ресурса koreanfilm.org Дарси Паке, азиатские фильмы затрагивают темы, интересные всем людям, только делают это несколько иначе. В местных лентах основное внимание уделяется семьям, полемике о технологиях и социальном неравенстве. Но главное — такие проекты, в отличие от американских, призваны не развлекать, а заставлять задуматься над важными вопросами.

Корейцы любят фильмы, особенно если над ними нужно думать. В Южной Корее самый высокий процент посещаемости кинотеатров на душу населения. Местные фильмы уже оказывают влияние, и мы можем предположить, что западная аудитория охотней станет интересоваться ими.

Особо часто в азиатском кино рассказывают истории семей — это важный институт для местных. Кроме того, зрители ценят образование, технологии, науку, и об этом готовы говорить восточные режиссеры.


— говорила Паке в беседе с BBC.

Дарси отмечала рост популярности азиатского кино в конце 2020-го, и ее прогноз во многом оправдался. Так, Чжао стала обладательницей «‎Оскара», и осенью выйдут ее «‎Вечные» — фильм киновселенной Marvel. Кроме того, лидерами проката пандемийного года стали китайская военная драма «Восемь сотен» о нападении японцев на Шанхай и аниме «Истребитель демонов: поезд „Бесконечный“».

Стриминговые сервисы стремятся к разнообразию

Шарлотта Эдмонд утверждала в своем отчете, что платформы вроде Netflix и Amazon Prime меняют правила игры. Последние годы они делают ставку на контент не только от американских режиссеров, но и от зарубежных: это повышает прирост иностранных зрителей. Поэтому стриминговые сервисы куда охотней выкупают права на показ местных лент, чем по второму кругу предлагают человеку блокбастеры от крупных компаний.

Согласен с ней и Гудридж. Более того – он проводит параллель между политикой онлайн-платформ и переменой ситуацией на кинорынке, вызванной пандемией.

Релиз большинства голливудских лент оказался отложен, так что зрители, оставшиеся дома, сосредоточились на проектах от иностранцев, которые в жизни бы не посмотрели, оставайся все, как прежде. Сейчас мир более благосклонно встречает зарубежные проекты с субтитрами.

Возникает странная ситуация. Китайские инвесторы активно вкладываются в онлайн-бронирование билетов в кино, американцы же сталкиваются с резким падением продаж. Сейчас оно на самом низком уровне с 1995 года, и пандемия только усиливает ущерб.

У азиатской культуры мощная фанбаза

10–15 лет назад человека бы откровенно не поняли, скажи он, что любит аниме, китайские исторические драмы или K-Pop. Сейчас же такие объекты увлечения в порядке вещей. Так, согласно отчету за 2020 год от Ассоциации японской анимации, финансовый оборот аниме-рынка составил 24 миллиарда долларов. Для сравнения, в 2009-м показатели были в 2 раза ниже.

То же касается и корейских исполнителей. По состоянию на 2019 год, отмечает Forbes, группа BTS, одна из самых известных за рубежом, зарабатывает 57 миллионов долларов за год. На тот момент они обогнали по данному показателю Ариану Гранде и The Weeknd.

Люди полюбили азиатскую культуру не сходу — это началось еще в 90-е, когда на рынки попадали пиратские кассеты с «‎непонятными японскими мультиками». В 2000-е и 2010-е процесс ускорился благодаря социальным сетям и появлению студий, готовых качественно переводить контент.

Поначалу азиатские контент-мейкеры не принимали в расчет рынок СНГ и по минимуму сотрудничали с американскими прокатчиками, однако теперь ситуация изменилась. Они поняли, что на западе есть благодарный зритель, и увеличили темпы производства.

Читать по теме:Культура, Кино и книги6 корейских фильмов, которые стоит посмотреть