Образ жизни, Психология

Почему дети заводят воображаемых друзей и когда это норма

18846
0
Воображаемые друзья у детей – вещь распространенная. Некоторые исследования показывают, что от 37 % до 65 % детей младшего возраста придумывают себе товарищей. Объясняем, почему они появляются и когда об этом не стоит беспокоиться.

Почему появляются воображаемые друзья?

По статистике, дети от 2 до 5 лет чаще всего придумывают себе друзей. Это связано с развитием интеллекта, творчеством и креативом, а также любопытством к окружающему миру. Ребенок активно развивается, познает социум, мир взрослых и заводит себе вымышленного товарища. Он может быть любым: героем мультфильма, комикса, человеком или вовсе самостоятельно придуманным ребенком животным.

Причин для того, чтобы обзавестись невидимым компаньоном, у детей несколько:

Это весело

Большинство детей с воображаемыми друзьями, как правило, гораздо общительнее, чем их сверстники, у которых невидимых товарищей нет.

Также вымышленные персонажи служат для участия в творческой игре, например, с куклами или фигурками, когда ребенок наделяет их эмоциями и характерами. А еще – для борьбы со скукой и отработки социальных навыков в среде, которую ребенок может контролировать сам.

От нехватки впечатлений

Зачастую приключения ребенка, которые он переживает с вымышленным другом, могут составить достойную конкуренцию книгам в жанре фэнтези. Это может служить сигналом нехватки реальных впечатлений: например, когда родители работают даже по выходным и нечасто получается разнообразить досуг. Поэтому ребенок и придумывает себе друзей и миры, в которых не так скучно и рутинно.

От недостатка общения

Если ребенок часто испытывает одиночество, например из-за нехватки общения со сверстниками, или когда младшим уделяется больше внимания, он создает верного товарища в своих фантазиях. С ним он может обсуждать интересующие темы, делиться переживаниями, рассказывать шутки. Для ребенка с нехваткой общения это способ социализироваться и развиваться.

Из-за застенчивости

Если ребенок застенчив, ему легче выразить свои мысли и рассказать о переживаниях именно вымышленному другу. Он не осудит, не будет смеяться и всегда поддержит. Поэтому вымышленные друзья нередко появляются у тех детей, у которых не складываются отношения с коллективом – к примеру, в детском саду или во дворе.

Для отработки социальных навыков

Психолога Марджори Тейлор из США коллеги называют «экспертом по воображаемым друзьям». Она проводила много исследований именно этого феномена у детей, о которых рассказала в книге «Воображаемые спутники и дети, которые их придумывают».

Тейлор говорит, что зачастую вымышленные друзья являются копией настоящих людей, просто дополняются качествами, необходимыми ребенку для отработки социальных навыков. Так, например, хулиган со двора может стать добрее в фантазиях ребенка, а персонаж из мультика, призванный совершать добро, – внезапно стать отрицательным героем.

Согласно книге Тейлор, есть различие между полностью придуманными товарищами и одушевлением плюшевых зверей. В первом случае ребенок может рассказывать о придуманном персонаже как о настоящем друге, во втором – он чаще выступает в роли воспитателя и наставника.

Потребность в защите

Нередко воображаемые друзья призваны защищать ребенка. Например, это может быть связано с тайным страхом «подкроватного» монстра или обидчиков в детском саду. Вымышленный друг-защитник сигнализирует о том, что ребенок хочет избавиться от давления и фобии – стоит поговорить и выслушать, что его беспокоит. А в случае, если воображаемый друг вовсе должен отомстить за все обиды, стоит обратиться к психологу: это может быть проявлением скрытой агрессии.

Переживание психологических травм

Вымышленный друг может стать для ребенка компаньоном, если он переживает психологическую травму. Психолог Дарья Грошева говорит, что таким образом он получает поддержку и сочувствие после неприятных событий, например развода родителей или смерти близкого человека. В этом случае полезно обратиться к психологу, чтобы лучше понять, как поддержать ребенка в тяжелой ситуации.

Особенности культуры и мышления

Культура тоже оказывает влияние на склонность создавать вымышленных друзей. По статистике, согласно исследованиям западных ученых, 65 % детей из США и 46 % из Великобритании в возрасте до 7 лет сказали, что у них был или есть воображаемый товарищ. А среди тех, кому исполнилось 12, такую дружбу до сих пор имеют лишь 9 %.

Боязнь наказания


Клинический психолог из Екатеринбурга Анна Ткач говорит, что у строгих родителей, которые часто наказывают детей, больше шансов узнать о воображаемой дружбе ребенка. Он хочет переложить свою вину на другого, потому что боится наказания. Например, говорит, что любимую чашку разбил друг Ваня, которого на самом деле не существует.

Почему не стоит беспокоиться о вымышленных друзьях

Интересоваться темой воображаемых друзей у детей начали еще в 19-й веке, и исследования проводятся до сих пор.
Мы расскажем о 4 исследованиях и интересных фактах из них, которые дадут понять, когда беспокоиться о невидимых компаньонах ребенка не стоит.

Дети понимают, что друзья – вымышленные и исчезают со временем

Дети действительно отличают реальность от вымысла и дают понять, что их приятелей на самом деле не существует. Эта ситуация вполне нормальна и не требует беспокойства. Так проявляется воображение.

Подобно тому, как дружба взрослых может развиваться по мере изменения обстоятельств, отношения детей со своими невидимыми товарищами по играм также постепенно исчезают.

По данным опроса 1 000 родителей детей от 3 до 10 лет, который проводился Legal and General в Великобритании, 14 % воображаемых друзей существуют от трех до шести месяцев. От шести месяцев до года «живут» 27 % таких товарищей, а 25 % – от одного до двух лет. И только 6 % сопровождают ребенка дольше трех лет.

Хоть вымышленные друзья обычно пропадают по мере взросления, но не исключены и во взрослом возрасте. ​Например, знаменитая писательница, автор детективов Агата Кристи в своей автобиографии призналась, что имела их до 70 лет и любила больше персонажей своих книг.

Вымысел и виртуальная реальность – не одно и то же

В журнале Cognitive Development за 2015 год Марджори Тейлор и ее компаньон Наоми Агияр опубликовали результаты интересного исследования. В нем ученые задались вопросом, есть ли разница между взаимодействием с воображаемыми и виртуальными приятелями.

Персонажем для такой «дружбы» была выбрана собака, одна – плюшевая, а другая смотрела на детей с экрана компьютера. Как показал эксперимент, виртуального щенка дети находили милым и забавным, а от взаимодействия с плюшевым получали больше чувства защищенности и ощущения дружеской привязанности. Таким образом, «эмоциональной пользы» от вымышленного плюшевого друга дети получили гораздо больше.

Тейлор отмечает, что не все исследователи согласны с тем, что игрушки, наделенные ребенком характерами и эмоциями, могут быть в статусе воображаемых друзей. Сама ученая считает, что «вымышленная дружба» может проявляться и таким образом. В своем исследовании она пришла к выводу, что детям свойственно формировать привязанность к материальным объектам больше, чем к виртуальным. Но однозначно об этом пока говорить нельзя, поэтому будут проводиться дополнительные исследования.

Перекладывание ответственности на друга не всегда повод для обращения к психологу

В среднем каждый пятый родитель из опрошенных Legal and General сказал, что его ребенок винил в своих действиях своего воображаемого друга. Любопытно, что мальчики с большей вероятностью, чем девочки, перекладывают ответственность на невидимого приятеля. Например, ребенок съел две пачки чипсов и заявил, что одна была у его друга.

Возможно, воображение таких сценариев, в которых дети рассказывают сказки и перекладывают ответственность, заставляет некоторых родителей думать, что воображаемые друзья – это рецепт антисоциального поведения. Однако это убеждение не всегда верно, всё зависит от того, как ребенок взаимодействует с воображаемым товарищем по играм. Например, если ребенок после разговора с тобой, что его поступок был неправильным, объясняет это другу, – беспокоиться не стоит.

Обращаться к психологу стоит в случаях, когда у вымышленного друга слишком агрессивный характер или ребенок говорит, что товарищ заставляет делать что-то против его воли, и это случается достаточно часто.

Общение с вымышленным другом не вредит социальной активности в реальности

Согласно данным от Legal and General, каждая третья мама и папа, чьи дети еще не имеют воображаемого друга, думают, что его наличие сделает их ребенка менее общительным.

Статистика говорит об обратном: каждый четвертый родитель чувствовал, что его ребенок был более общительным благодаря вымышленным друзьям, а 3 из 4 отметили, что креативность ребенка с появлением невидимых друзей заметно возросла.

Хотим отметить, что не у всех детей появляются вымышленные компаньоны. Если твой ребенок отвечает убедительным «нет» на вопрос о таких товарищах, это вовсе не говорит о том, что творческих навыков у него нет. Это просто означает, что, когда ему не с кем поиграть, он предпочитает заниматься чем-то другим, например мастерить, строить из конструктора или раскрашивать.

И еще: не стесняйся обращаться к психологу, если вымышленный друг твоего ребенка тебя беспокоит. Врач проконсультирует о том, как правильно взаимодействовать с малышом и его фантазиями, как повернуть их в правильное русло.

Читать по теме:Образ жизниЧто на самом деле имеют в виду дети, когда говорят, что им скучно