Как появился культ мяса
Во всех культурах мясо изначально было, прежде всего, символом статуса. Главным образом потому, что его сложнее добыть, чем растительную пищу: даже маленькое животное могло убежать или поранить добытчика во время поимки. По мере того как общество становилось иерархическим, не было большего знака статуса, чем способность есть мясо, когда захочешь.
В своей книге Meathooked научный журналист Марта Зараска описывает открытие египетских гробниц, в которых фараоны были похоронены рядом с «мясными мумиями» — корзинами с забальзамированным мясом птицы и говядины. Наряду с другими предметами быта, мясо считалось тем, что обязательно пригодится в загробной жизни.
Ассоциацию мяса с силой, статусом, изобилием отражает и наш язык, о чем упоминает в одной из своих книг писательница и феминистка Кэрол Дж. Адамс. Сильного и мускулистого человека мы назовем «мясистым», а вялого, слабого, беспомощного – «овощем». Чтобы глобально отказаться от идеи мясоедения, недостаточно просто перестать покупать мясо, придется изменить более укоренившиеся ценности и привычки.
Откуда взялись веганы
Во многих культурах практика полного воздержания от продуктов животного происхождения имеет давнюю историю. В основном она связана с верованиями, основанными на идее ненасилия: многие растафарианцы, последователи джайнизма, некоторые буддистские секты веками отказывались от мяса, рыбы, яиц и молочных продуктов.
Однако на Западе большую часть времени не было четкого понимания веганства и даже самого этого слова.
Англоязычный термин «веган» появился только в 1944 году, когда плотник из провинциального британского городка Дональд Уотсон решил основать с друзьями «Веганское сообщество». Благодаря Дональду, который большую часть жизни был веганом, и его жене Дороти, слово vegan вошло в широкое употребление.
Первоначально веганы не просто соблюдали диету, а придерживались системы ценностей, отвергающей и белок, и процесс, который пускал уничтожение животных на поток промышленных масштабов. В 90-е годы выйдет книга Кэрол Адамс «Сексуальная политика мяса». Этот феминистский текст позиционировал веганство как единственное логическое решение социальной системы, которая сводила женщин и животных к желанной, но одноразовой плоти.
Огромную роль в трансформации образа веганства сыграли социальные медиа. Инстаграм освободил это движение от старых невзрачных ассоциаций с соевыми бабами, коричневым рисом и хиппи в затасканной одежде. Теперь веган – это красивая молодая девушка, смеющаяся за тарелкой салата, или подтянутый молодой человек с чашкой асаи и тостом с авокадо.
Интернет превратил движение с богатой политической историей и идеологической основой просто в еще одну здоровую привычку. Более доступный веганизм стал отражать и язык: все чаще в меню и описаниях продуктов встречается слово «растительный», сигнализируя о чем-то безусловно здоровом, но не претендующим на борьбу за благополучие планеты. Термин «флекситарианство», который появился в Оксфордском словаре в 2014 году и обозначает людей, сидящих на преимущественно растительной диете, но иногда позволяющих себе мясо, и вовсе превратил сложную идеологию в забавную субкультуру, окончательно сделав веганство мейнстримом.
Почему общество негативно относится к веганам
Растущая популярность веганства не особо поменяла отношение к этому движению в обществе. Казалось бы, какое дело до того, что едят или не едят другие люди, но веганство вызывает у мясоедов более глубокие чувства, чем просто непонимание. Рассмотрим самые популярные причины негативного отношения к отказу от мяса:
- Веганы — частый объект насмешек в поп-культуре. Им посвящают серию в «Симпсонах», про них шутят стендаперы, СМИ с воодушевлением тиражируют негативные новости, связанные с веганами. Все это не может не отражаться на восприятии этого движения в обществе.
- Чужие ограничения люди воспринимают как упрек в свой адрес. Здесь трудности веганов похожи на проблемы ЗОЖ-ников и трезвенников: окружающим кажется, что самим своим существованием такой человек осуждает их за не слишком здоровый или ценностно-ориентированный образ жизни. Веганы воспринимаются как ханжи, которые стремятся навязать всем вокруг свою идеологию.
- Люди считают отказ от мяса нездоровым. Есть рациональные мотивы противостоять веганству – из-за недостатка питательных веществ, главным образом витамина В12, оно может привести к проблемам со здоровьем. Случаев такого неразумного веганства предостаточно, что только укрепляет недоверие к этому движению.
- Мясо ассоциируется с идеей маскулинности и традиционными патриархальными ценностями. Мужчину гораздо чаще могут осудить за отказ от мяса, воспринимая это как отказ от мужественности. Об этом свидетельствуют и уничижительные термины, бытующие в обществе, например «соевый мальчик».
- Веганы показывают, насколько человечество нелогично. Мы привыкли любить животных и осуждать жестокость по отношению к ним. При этом мы воспитаны в культуре, которая учит наслаждаться бутербродом с беконом, воскресным жарким, рыбой и чипсами. Еще одно объяснение того, почему люди не любят веганов, заключается в том, что они показывают, насколько запутано человечество в выборе продуктов питания и насколько нелогичным может быть его принятие решений.