Нам нравится знакомое
Поговорка о том, что противоположности притягиваются, не подтверждается в отношении оценивания красоты. Согласно исследованиям Университета Уэсли в Массачусетсе, люди предпочитают проводить время с теми, с кем у них совпадают взгляды, а значит, нас привлекает то, что кажется комфортным и знакомым.
Существует явление, называемое эффектом простого воздействия, когда людям внешне нравятся те, с кем они уже знакомы. Например, во время своей жизни чаще всего мы видим наших родственников и поэтому иногда выбираем партнеров, чем-то напоминающих членов семьи.
Эффект наблюдается не только в семьях: друзья, соседи, одногруппники — все это влияет на то, что мы в итоге начинаем считать красивым. Конечно, это не значит, что мы не можем заметить привлекательность незнакомого тела, но в целом мы тяготеем к тому, что уже знаем.
Воздействие медиа
Голливуд часто приравнивает стройность к красоте, а это в свою очередь искажает наше понимание нормы. Но нам стоит помнить о том факте, что медиа показывают те материалы, которые, как им кажется, людям нужно видеть.
Когда СМИ вновь и вновь публикует определенный набор изображений, он становится нам знакомым — так же как и в случае эффекта прямого воздействия. Мы потребляем информацию множеством способов: через компьютеры, смартфоны, телешоу и даже обложки журналов, и невозможно представить, как бы мы могли избежать навязывания определенных взглядов.
Сейчас рекламные проекты значительно меняются, демонстрируя различные типы телосложения, и это действительно тот тренд, который стоит поддержать всем нам.
Культурные различия
Пока американские и европейские социологи изучают феномен «идеального тела», существуют культуры, которые находятся далеко за пределами области изучения. Например, в некоторых африканских странах девушки с широкой талией ценятся сильнее, чем с худой. В Мьянме женщины носят медные кольца на шее, чтобы та казалась длиннее. В Корее — делают пластические операции. Все эти национальные особенности также влияют на наше понимание идеального тела, загоняемого в определенные рамки.
Связь со здоровьем
Во времена, когда народ остро нуждался в еде, привлекательной женщиной считалась та, что оставалась крупной или даже толстой. Но исследователи уже давно выяснили, что ожирение является серьезной проблемой здравоохранения, с которой нужно усиленно бороться.
Вес человека также перестал быть показателем его здоровья. Самым популярным методом определения лишних килограммов являлся индекс массы тела, но исследователи показали, что он не отображает состояние сердечно-сосудистой системы. Вместо того чтобы постоянно концентрироваться на цифрах на весах, сейчас имеет смысл сосредоточиться на своем рационе и физических упражнениях, которые позволяют тебе оставаться в тонусе.
Изменение моды
Во времена Второй мировой войны женщины стали основной рабочей силой в городах, и мода того поколения была полностью основана на том, что будет практично. Идеальным телом перестали считать нежную и округлую фигуру — нужно было быть достаточно сильной, чтобы справляться с физической нагрузкой на заводах. Женские платья постепенно стали походить на военную форму, и только спустя несколько лет после окончания войны тенденция начала меняться.
Сейчас же мы также ориентируемся на то, что демонстрируют на модных показах: множество худых моделей дефилируют по дорожке, а это уже влияет на то, что мы считаем красивым.
Выгода рынка
Основная причина, по которой женщины после 1917 года начали брить ноги, заключалась в мощной маркетингой программе Gilette. Они выпустили «продукт, который решит неловкую личную проблему» — хотя в то время было абсолютно нормально иметь заросшие ноги или подмышки.
Рынок построен на том, что мы чувствуем себя некомфортно. Объем продаваемых диетических продуктов растет на 6-9% в год и в настоящее время составляет 10 миллиардов долларов. Даже если вдруг завтра все женщины станут довольны своим телом, компании все равно найдут способ, как залезть нам в карманы.
Большинство компаний в индустрии красоты зарабатывают на том, что мы не довольны своим телом. К счастью, уже сейчас можно сказать, что это не продлится долго. Например, компания Dove еще несколько лет назад изменила свою стратегию:
— Кит Уид, директор по маркетингу
Предубеждения о личных качествах
Наш мозг довольно сложно выстраивает ассоциативные цепочки, которые потом трудно отрегулировать. Если ты видишь какого-то мужчину, который снимает с дерева котенка или забирает ребенка из садика, — высока вероятность того, что ты посчитаешь его более красивым.
Люди часто связывают лишний вес с отрицательными чертами человека: он ленив, безволен и не следит за своей гигиеной. Мы ценим тяжелую работу, а она в свою очереди ассоциируется с худой и подтянутой фигурой человека. Все эти факторы в совокупности также влияют на то, что ты считаешь красивым — и считаешь ли такой красивой и себя.