Забавно, что психологи находят вполне логичные объяснения конфликтам — расскажем о них подробней.
Само нахождение в крупных магазинах — уже стресс
Горкан Ахметоглу, преподаватель деловой психологии Университетского колледжа Лондона, объясняет, что шопинг в IKEA сам по себе становится испытанием для пар: по его мнению, продавцы используют трюк под названием «предубеждение наличия». Видя готовые варианты комнат, покупатели в красках представляют, как было бы здорово сидеть за тем самым столом, готовить на похожей кухне. Чем проще вообразить себя в подобном интерьере, тем выше вероятность незапланированной покупки — и споров на почве бюджета.
Вдобавок из-за предубеждения наличия покупатели неосознанно чувствуют себя в магазине, как дома.
Многие из влияний являются подсознательными, и даже если люди осознают, что ими манипулируют, то неспособны этому сопротивляться, потому что у мозга нет возможности обрабатывать это как следует.
— утверждает Ахметоглу.
По этой причине люди расслабляются и дают волю эмоциям, характерным для домашнего общения, в том числе и взаимным придиркам.
Беспокойство дополняется усталостью — так и появляется гнев
Дизайн IKEA таит в себе стресс, разочарование и утомление. Даже если в привычных обстоятельствах пары прекрасно знают о своих вкусах и могут пойти на компромиссы, здесь, скорее всего, они будут стоять на своем до последнего и чувствовать, что к их желаниям относятся без должного уважения.
— говорит Кассуто.
У вас могут быть разные задачи
Каждый из вас с партнером имеет свои цели для похода по магазинам: возможно, тебе просто хотелось купить пару предметов для кухни, а вот парню хочется рассмотреть все детали интерьеров.
По этой же причине, как утверждает соцработник Ребекка Огл, распределение обязанностей в шопинг-команде тоже различается: один в тандеме может набирать безделушек до бесконечности, второму важно не выходить за заранее установленные пределы — это также влияет на внутренний климат во время прогулки по IKEA.
Так же сильно, как разница в приоритетах, на партнеров влияет слишком большой выбор. Магазин до краев наполнен мебелью из разных ценовых категорий и материалов, благодаря чему находятся сотни неразрешаемых в условиях одной пары дилемм: купить ли белье из сатина или отдать предпочтение хлопку; выбрать деревянную кровать или металлическую; плюшевая акула или крысы.
Мы хотим выбирать. Однако альтернативы — особенно если их немало — заставляют нас сомневаться. Мы их избегаем — либо поддаемся смятению и превращаем его в предмет конфликта. Приведите в магазин двух человек — особенно пару — и вы только усилите панику. Это еще не все: в IKEA вы тоже у всех на виду — совсем как товар — поэтому вынужденная необходимость одного согласиться с другим, чтобы не потерять лицо, также придает шопингу негативную окраску.
— пишет клинический психолог Тамара Чански.
Проблемы решаемы
Итак, основные проблемы, с которыми сталкиваются пары в IKEA, следующие:
- Предубеждение наличия, заставляющее чувствовать себя, как дома;
- Путаница в планировке и перегруженность восприятия;
- Разница в подходах к шопингу;
- Слишком большая альтернативность.
Все они в равной мере раздражают обоих партнеров и доводят до точки кипения. Давай теперь разберем, что вы можете сделать, чтобы избежать конфликта.
Продумать план посещения
Изучите ассортимент магазина на сайте, если есть такая возможность. Обговорите, в какие отделы вы зайдете точно, а куда вам в этот раз путь закрыт. Помните, что в IKEA есть скрытая система навигации, с которой вы сможете быстро пройти в один пункт, минуя ненужные.
Составьте список покупок
Делайте это осознанно: если вы решили купить крупную мебель или даже несколько габаритных предметов, не задерживайтесь в секции аксессуаров, и наоборот. Так вам будет проще сконцентрироваться на поиске более важных товаров. Кроме того, вы сможете точно понять, какие украшения нужны, только собрав мебель и расставив ее по комнате.
Запомните принцип: от крупного к мелкому
Он вытекает из предыдущего пункта: сперва продвигайтесь по большим отделам и только потом переходите к зоне с небольшими безделушками. Это же правило действует и для покупок: сперва приоритетные товары, затем сопутствующие.
Планируйте бюджет
Заранее договоритесь, какую сумму вы потратите в этот заход, и разрешите себе отклонение не более, чем на 10% от общего плана.
Следите за временем
Установите таймер, по истечению которого вам следует выйти из магазина, даже если вы не приобрели все товары из списка. Дополнительно запланируйте поход в магазин на то время, когда людей будет предельно мало: утром выходного дня или в будни.
Помните о чувствах другого
Вы, конечно, можете высказать все, что думаете о партнере и люстре-бра, которую он зачем-то притащил, и быть правы. Однако в долгосрочной перспективе это может стать причиной крупной ссоры. Уважайте предпочтения вашего компаньона, помните: если ваши вкусы отличаются, это еще не значит, что у кого-то из вас он дурной.
Выясняйте реальные причины расстройства
Вероятно, что за нежеланием обследовать все закоулки кроется усталость, а за бесконечными расспросами о цвете гардины — возможность получить совместный опыт. Говорите о том, что на самом деле может беспокоить вашего компаньона, но делайте это аккуратно и без нажима.