За последнее десятилетие окружающий нас культурный контекст заметно меняется. На экране появляется больше независимых сильных женских образов, нам показывают более здоровые варианты отношений и разнообразных героев. Однако и для этих персонажей главным любовным интересом по-прежнему остается недоступный мужчина. Разбираемся, почему так происходит и может ли романтический фильм существовать без запретной любви.
Недоступные мужчины в 2000-х
Образ недоступного мужчины – главный в романтических фильмах и сериалах начала 2000-х. Причем он вовсе не обязательно выглядит, как типичный плохиш Мистер Биг из «Секса в большом городе», который стал эталоном токсичного партнера.
В фильме «Свадебный переполох» 2001 года с Дженнифер Лопес и Мэттью Макконахи героиню по имени Мэри спасает от несчастного случая прохожий Стив. После короткого, но весьма приятного общения, Мэри считает, что этот красивый обаятельный мужчина – то, что ей нужно. Каково же ее удивление, когда на следующий день героиня узнает, что она организовывает свадьбу Стива. Дальше отношения Мэри и Стива превращаются в ритуальный танец из флирта и отрицания.
Самое грустное, что этот фильм заставляет нас думать, что Стив, флиртующий с другой женщиной накануне собственной свадьбы, — идеальный вариант для Мэри. Как и многие другие ромкомы, «Свадебный переполох» культивирует идею, что ради «настоящих чувств» героям можно простить измены, побег у алтаря и другие двусмысленные поступки.
В «Блондинке в законе» бойфренд героини прямо заявляет ей, что она для него слишком ветреная, и он намерен жениться на более респектабельной девушке. Вместо того, чтобы остаться собой, и построить отношения с тем, кому она интересна, блондинка мчится возвращать отвергнувшего ее парня и расстраивать его помолвку.
В фильмах того времени есть мужчины и другого типа. Рядом с героиней бывает верный друг, вечно болтающийся во френдзоне, давний или внезапно возникший ухажер. Но можно быть уверенной: чем благополучнее и адекватней выглядит персонаж, тем меньше вероятности, что героиня обратит на него внимание. Взаимные уважительные отношения приравниваются к скучным.
Этика новая, герои старые
В последнее десятилетие в обществе все больше говорят о здоровых отношениях, гендерном равенстве и других вещах, что, безусловно, отражается на повестке кино и сериалов. Однако, несмотря на это, любовные истории по-прежнему редко обходятся без недоступных мужчин.
В 2020-м году мы видим на экране Габриэля из сериала «Эмили в Париже», который, находясь в отношениях, флиртует с главной героиней и сразу становится ее главным любовным интересом. Весь сериал он продолжает посылает противоречивые сигналы, давая понять, что Эмили ему интересна, но он по-прежнему несвободен. Как только Габриэль расстается со своей девушкой, то сразу же отправляется в постель к Эмили, даже не пытаясь демонстрировать, что прошлые отношения имели для него хоть какую-то ценность.
В «Бриджертонах» главный герой Саймон ведет себя достойно, вроде бы сразу обозначая героине, что не заинтересован в отношениях. Даже когда между героями вспыхивают чувства и дело идет к свадьбе, Саймон продолжает настаивать на том, что он не хочет иметь детей, что для Дафны принципиальный момент в отношениях. Дафна закрывает глаза на это, в надежде изменить своего мужчину, что позже оборачивается для нее огромным разочарованием. Из всех мужчин героиня предсказуемо выбирает того, кто сразу обозначает, что не подходит ей.
Главный краш другого свежего сериала — «Судьба: Сага клуба Винкс» — Скай сразу проявляет интерес к ключевой героине, не скрывая свою симпатию к ней. Вместе с тем он так и не может завершить отношения с бывшей, что делает из него недоступного мужчину, в которого, разумеется, нельзя не влюбиться.
Все эти герои не брызжут токсичной маскулинностью и вообще по поведению слабо напоминают мистеров Бигов из 2000-х, но все же остаются более современной версией этого персонажа. Времена изменились, но с экранов нам по-прежнему демонстрируют, что самый желанный любовный объект, которому стоит посвятить жизнь, тот, что тебе недоступен.
Может ли романтический сюжет обойтись без недоступного мужчины
Запретная любовь – вечная тема, из которой и возник образ недоступного мужчины. Такой персонаж, безусловно, добавит драмы любой романтической истории, но эта история вряд ли будет транслировать здоровые ценности.
Подобные сюжеты культивируют стереотип, что человека можно изменить, поэтому героиня смело закрывает глаза на то, что пытается построить отношения с неподходящим ей мужчиной. Тяга к недоступным персонажам – история про заведомо токсичный романтический сценарий, но именно его преподносят нам, как самый желанный.
Вместе с тем есть немало примеров того, что любовный сценарий вполне может обойтись без образа недоступного мужчины. Фильм «Безумно богатые азиаты» 2018 года, комедия 2019 года «Кто-то классный», одна из лучших комедий 2020-го «Зависнуть в Палм-Спрингс» стали хитами и без избитого сюжета о запретной любви. Их персонажи борются за отношения, если это нужно обоим, разбираются в себе, прежде чем вступать в новый роман, и отпускают партнера, когда чувства перестают быть взаимными.
Хотя образ недоступного мужчины по-прежнему очень востребован в кино, надеемся, в будущем все больше шоу начнут транслировать простую истину: некоторые отношения просто не стоят того, чтобы за них бороться.