Представитель киностудии Тоби Эммерих выразил надежду, что Робби «переосмыслит легендарный образ и по-новому представит его современной аудитории». Но вот как раз на обновление образа надеяться, похоже, и не стоит, ведь внешне Марго Робби максимально отвечает традиционным стандартам Барби – стройная, светлокожая, белокурая девушка. Разбираемся, почему создателям Барби все еще не удается сделать куклу актуальной в эпоху бодипозитива.
Взрослая кукла, изменившая историю игрушек
Идея жительницы американского штата Висконсин Рут Хэндлер создать куклу, изображающую взрослую женщину, пришла к ней во время наблюдения за играми дочки. В то время куклы для девочек в основном были пупсами, которых нужно было нянчить. Единственным доступным прототипом взрослой девушки были бумажные куклы, пользующиеся популярностью из-за дешевизны и простоты использования. В 60-ых годах прошлого века «модель-тинейджер» (так гласил слоган рекламы Барби) поступила в продажу, изменив историю игрушек и повлияв на несколько поколений девочек. Правда, влияние это было противоречивым.
С 1960 года Барби начинает примерять на себя разные профессии. Сначала это художник-модельер, учительница, певица, няня, медсестра. Довольно быстро список работ для Барби пополнился. В 1965 году появилась Бабри-космонавт – за 20 лет до того, как первая американка оказалась в космосе, но спустя 2 года после того, как там побывала первая советская женщина.
Барбара была рок-звездой, пилотом ВВС, олимпийским спортсменом, хирургом, пожарным, спасателем и даже кандидатом в президенты. В прошлом году компания выпустила Барби-робоинженера. Создавая куклу со взрослыми особенностями в разных амплуа, компания Mattel позволяла девочкам увидеть, что они могут стать кем угодно.
Работай кем хочешь, но внешность все-таки главное
В стремлении показать разные возможности женщин Mattel были возмутительно непоследовательны. Так, в 1992 году на прилавки поступила говорящая Барби. В ее лексиконе были фразы: «я люблю шоппинг», «достаточно ли у нас одежды?» и «математика – это трудно!». Родители критиковали компанию за воспитание в девочках потребительского отношения к жизни.
Но главным поводом для нападок на Барби всегда был ее внешний вид. Она – воплощение совершенства даже в деталях, Барбара не знает, что такое целлюлит, шрамы или волосы на теле. У нее упругая грудь, тонкая талия, длинные ноги, миндалевидные глаза, подчеркнутые макияжем, безупречная кожа и шикарные волосы. Освобождая девочек от домашнего рабства, Mattel сковывают их нереалистичными представлениями о внешности.
То, что тело Барби не имеет никакого отношения к реальным человеческим пропорциям, подтверждало не одно исследование. Так, эксперимент 1996 года, который назвался «Кен и Барби в натуральную величину», попытался с научной точностью измерить, как куклы Mattel относятся к реальным молодым людям (исследование проводилось в основном среди англоавстралийцев). Выяснилось, что вероятность встретить девушку с телом Барби равняется примерно 1 к 100 000, в то время как Кен был более реалистичным: примерно так выглядел 1 из 50 участников опыта.
Широко известно исследование Центрального госпиталя Хельсинки, по расчетам которого женщине с пропорциями Барби не хватало бы от 17 д 22% веса для регулярных менструаций и нормальной работы репродуктивной системы.
Казалось бы, вымышленный персонаж и не должен был быть реалистичным, но идеальное тело – не то же самое, что рыбий хвост, эльфийские ушки или крылышки за спиной. Изначально идея создания взрослой куклы была в том, чтобы девочки могли с ее помощью проигрывать ситуации из взрослой жизни и адаптироваться к ней. Наивно полагать, что при этом никто из них не станет сравнивать тело Барби со своей фигурой.
Исследование Университета Сассекса утверждает, что ранее воздействие кукол с нереально стройными телами приводит к стремлению худобе и отсутствию уважения к своему телу. Более того, влияние этого образа остается сильным даже после того, как девочки вырастают и куклы теряют для них прежнюю ценность.
Голландские ученые нашли связь между потреблением пищи и игрой в куклы с тонкой талией. Девочки, у которых были игрушки среднего размера, ели больше, чем те, кто играл с тощими куклами.
Быть идеальной больше финансово невыгодно
Несмотря на то, что подобные исследования и критика в отношении Барби начались еще в конце 20 века, Mattel услышали потребителей лишь в 2016 году. Компания выпустила кукол с разными типами телосложения: высоких, миниатюрных и пышных. Кроме того, увеличилось и этническое разнообразие Барби.
Решение ответить на вызов времени было, скорее, продиктовано финансовой выгодой, чем бодипозитивными убеждениями, — за последнее десятилетие популярность Барби значительно снизилась.
Более реалистичный макияж и разнообразие фигур укрепило спрос – прошлый год бренд закончил с самым большим объемом продаж за последние 5 лет.
Новой попыткой Mattel поддержать женское движение стала кампания к 8 марта, в ходе которой выпустили Барби в образах известных женщин. Но, если взглянуть ближе, мы увидим знакомую историю – все куклы носят идеальный макияж и выглядят стройнее и моложе своих прототипов. В конечном итоге такая «барбификация» легендарных женщин показывает, что не важно, насколько успешна девушка и чего она достигла, ее все равно будут судить по внешности.
Первый фильм о Барби – хорошая возможность для Mattel доказать, что бренд еще актуален и способен отвечать духу времени. Однако пока выбор актрисы на главную роль и предыдущие попытки компании уловить тренд не вселяют больших надежд на то, что Барби станет когда-нибудь более похожей на всех нас.
Читать по теме: Эмансипация сказок: как меняются принцессы Диснея