Пресьоса и ветер: 5 поэтов для осенней меланхолии

Дарья Харченко
Дарья Харченко
0
Сентябрь 23, 2016
0

Осень — это отличное время для поэзии, погружающей в настроение меланхолии, легкой печали и романтики любовных надежд. Если нет времени читать объемные произведения, то стихотворения, за которыми можно провести один прекрасный осенний вечер — идеальное решение, особенно для любителей лирики. Мы подобрали для вас несколько авторов, знающих о меланхолии и страстных любовных переживаниях не понаслышке. Но помимо чувственных переживаний, достойных женских персонажей и осеннего сплина, мы подготовили и немного отличного отечественного юмора. Итак, 5 поэтов для осенней меланхолии.

1. Федерико Гарсия Лорка

1

1898-1936

Калейдоскоп талантов испанского поэта Федерико Гарсия Лорка переливается самыми причудливыми узорами. Он и драматург, и художник-график, и чувственный поэт. Стихи, которые создавал в свое время Лорка, можно сравнить с музыкой, так как читая их, можно услышать мелодии самые теплые, тревожные и драматичные, ведь они вызывают перед глазами живописные пейзажи, полные эпичного действия и эстетики. Судьба Федерико, как и многих талантливых людей, была трагична. Непростая любовная связь с Сальвадором Дали, принесшая поэту множество душевных терзаний, тяжелая политическая ситуация в стране, которая не меньше зацепила патриотичную натуру поэта, а также гонения и жестокая смерть.

Сама идея смерти преследовала Лорку на протяжении всей жизни: он предчувствовал свою кончину и в каждом своем стихотворении умирал от любви. Но несмотря на сложную жизнь, фигура Федерико Гарсия Лорки занимает высокое положение в истории зарубежной поэзии и драматургии. Он подарил литературе один из самых потрясающих образов: меланхоличный странник, любознательный романтик, бунтарь и идеалист — все в одном имени. Его стихи — это настоящее искусство, полное самой невероятной любви, глубоких и темных уголков человеческой души, красоты андалузских полей и упоительного, томного фольклора.

Любовь до боли, смерть моя живая,
Жду весточки — и дни подобны годам.
Забыв себя, стою под небосводом,
Забыть тебя пугаясь и желая.

Ветра и камни вечны. Мостовая
Бесчувственна к восходам и заходам:
И не пьянит луна морозным медом
Глубин души, где темень гробовая.

Но за тебя шел бой когтей и лилий,
Звериных смут и неги голубиной,
Я выстрадал тебя, и вскрыты жилы.

Так хоть бы письма бред мой утолили,
Или верни меня в мои глубины
К потемкам, беспросветным до могилы!

2. Сапфо

2

630 года до н. э.- 570 до н. э.

Сапфо известна своим поэтическим талантом, который ценил сам Платон, остроумием и небывалой красотой, за которую жители Эфеса считали поэтессу десятой музой и изображали на своих монетах. Сапфо родилась около 612 года до Рождества Христова в аристократической семье, в Митилене на острове Лесбос, и впоследствии прославила свое имя умением искусно говорить и слагать стихи. Главными мотивами творчества поэтессы были любовь, страсть, красота тела и сексуальность. Существует ряд произведений, показывающий интерес Сапфо к сексуальным отношениям с обоими полами. Именно от Сапфо идут такие термины, как «лесбиянка» (от места проживания поэтессы) и «сапфический». Произведения Сапфо не описывают сцены однополой любви напрямую, но ее герои так или иначе говорят о чувственных и томных переживаниях, связанных с сексуальным возбуждением. Фигура Сапфо привлекала культуру на протяжении долгого времени. Существует множество картин, посвященных ей, а история ее лесбийских наклонностей нашла реализацию в кинематографе. (Сапфо Роберта Кромби, 2008)

ПЕЩЕРА НИМФ

Вы сюда к пещере, критяне, мчитесь,
К яблоневой роще, к священным нимфам,
Где над алтарями клубится облак
Смол благовонных,

Где звенит в прохладе ветвей сребристых
Гулкий ключ, где розы нависли сенью
И с дрожащих листьев струится сонно
Томная дрема.

Там на луговине цветущей — стадо.
Веет ароматами трав весенних,
Сладостным дыханьем аниса, льется
Вздох медуницы.

Ты любила там пировать, Киприда,
В золотые кубки рукою нежной
Разливая нектар — богов напиток
Благоуханный.

3. Софья Парнок

3

1885-1933

Помимо того, что Софья Парнок была замечательной поэтессой, переводчиком и литературным критиком, она известна своей скандальной дружбой с другой русской поэтессой Мариной Цветаевой.

Сама по себе Парнок была весьма нестандартной фигурой. Начав писать стихи еще в раннем детстве, София любила необычные формы стиха, отличалась чрезвычайной эмоциональностью и экстравагантностью в одежде. Подобная самобытность не принесла ей успеха в обществе и большую часть жизни Парнок была обречена провести в одиночестве и бесславии.

В 1920-х ее жизнь была отнюдь не сладкой: ее произведения отказывались публиковать в журналах, откликов читателей почти не было, а организованное ею кооперативное издательство «Узел» было ликвидировано в 1928-м. Поэтические салоны и кружки перестали пользоваться популярностью, поэтому поэтесса не могла не только издаваться, но еще и выступать публично.

Но именно общение и сближение с Мариной Цветаевой стало решающим эпизодом в ее жизни. О поэтессах ходили самые разные слухи, но одно можно сказать точно: любовь стала источником вдохновения для творчества как Парнок, так и Цветаевой.

Ты помнишь коридорчик узенький
В кустах смородинных?…
С тех пор мечте ты стала музыкой,
Чудесной родиной.

Ты жизнию и смертью стала мне —
Такая хрупкая —
И ты истаяла, усталая,
Моя голубка!…

Прости, что я, как гость непрошеный,
Тебя не радую,
Что я сама под страстной ношею
Под этой падаю.

О, эта грусть неутолимая!
Ей нету имени…
Прости, что я люблю, любимая,
Прости, прости меня!

4. Сесар Вальехо

4

1892-1938

Сесар Вальехо известен литературе как бунтарь и новатор. Но помимо революционных настроений, которые перуанский поэт пронес сквозь все свое творчество, он также писал очень чувственные, романтичные и полные рефлексивной меланхолии стихотворения.

Жизнь Вальехо была отнюдь не сладкой: ему приходилось зарабатывать на жизнь разными способами, в том числе тяжелым трудом в вольфрамовых шахтах. Помимо работы поэт пережил гонения, репрессии, ложный арест, сотрудничество с республиканцами в период Гражданской войны и даже попытку самоубийства. Нельзя сказать, что такие настроения — нечто небывалое для испаноязычной поэзии. Романтика и страсть неразлучно шли со смертью и одиночеством для таких поэтов, как Вальехо. Тем не менее, Сесар Вальехо считается представителем вершины испанской лирики 20-го века, принеся с собой индейские традиции, латиноамериканский модернизм, сюрреализм и патриотизм. Самыми знаковыми его работами считаются книга «Трильсе», сборник стихотворений «Испания, да минует меня чаша сия» и «Человечьи стихи», которые были опубликованы посмертно.

Я сливался с ней,настолько с ней сливался!…
Как ребенок, по тропинкам полудиким,
по изгибам заповедным и упругим
уходил я в нежный холод земляники-
в ее утренние греческие руки.

А потом она повязывала галстук
заговорными цыганскими узлами,
и опять я видел камень угловатый,
косолапую скамейку и окно,
пели мельничный крылья циферблата
и кружились и наматывали сами
обе жизни на одно веретено.

Ночи милые, не знавшие утрат,
я вспоминаю вас задумчиво и сиро.
Стеклярус сладостей,мишурный виноград,
слезами брызнувший
в могильной ступке мира!..

Платки для слез?
Вот самые красивые-
узоры звезд,небесная канва:
зеленые,
сиреневые,
синие,
пропитанные сердцем кружева.

И если ткань от желчи станет черной,
легко коснется горькой головы
бессмертной нежности покров нерукотворный —
ветхозаветные ладони синевы.

5. Николай Эрдман

5

1900-1970

Николай Эрдман — гордость советской драматургии и поэзии, который по праву может считаться одной из самых неординарных личностей русской литературы. Его стихотворения и басни — отличный пример иронии, сатиры и философского юмора, актуальных в современном мире. Основным направлением творчества Эрдмана была драматургия, он широко известен своими пьесами «Мандат» и «Самоубийца», которые впоследствии были запрещены к показу. На счету писателя также сценарии к некоторым советским фильмам, например, «Веселые ребята».

Стоит познакомиться с творчеством Николая Эрдмана, чтобы насладиться отечественной действительностью через призму тонкого и оригинального юмора и оригинальной подачей, которой отличаются его работы.

СЛУЧАЙ В ГАРЕМЕ

Однажды наклонилась близко
К младому евнуху младая одалиска.
А деспотичный шах, меж тем,
Уже успел войти в гарем.
— Ага!… В гареме?…
Ночью?… Вместе? —
Воскликнул шах. — Я жажду мести!
Какой позор! Какой скандал!…
Тут визирь шаху так сказал:
— Зачем же звать его к ответу?
Почто ему готовить месть?
О, шах! У евнуха ведь нету!
— Но у нее, мерзавки, есть!
— Пойми, лишен он этой штуки!
— А руки?… Срубить!
Палач взмахнул мечом,
И руки стали не при чем.
Но оказался в дураках
Представьте, все же старый шах.
Над шахом евнух долго издевался:
Язык-то у него остался!

Сколь наша участь более горька:
У нас есть то и сё,
и нету языка….

X